В Москве ответили на вопрос, как зовут бабушку Иисуса Христа

Многим истории святых кажутся далекими и неактуальными. Жили они давно, времена были совсем другие, и отношения между людьми — тоже. Как бы не так! Ничто человеческое святым было не чуждо, особенно то, что касалось отношений внутри семьи. Было все — и любовь, и ревность, и эмоции - в общем, то, что есть и у современного человека. И да, семьи у них тоже были — и мамы, и папы, и братья, и сестры, и бабушки с дедушками, как и у нас.

Однажды в храме слышала разговор бабушки и внучки:

— Бабушка, а у Иисуса Христа тоже есть бабушка? И дедушка?

— Конечно, у него была семья, как и у тебя, как и у всех.

И правда, у многих святых тоже есть семьи. Хотя у большинства людей в голове возникает образ исключительно Святого семейства — Дева Мария, Иисус Христос и Иосиф Обручник (зачастую семья Христа этим и ограничивается, но это неверно). Однако когда я попросила свою умную колонку рассказать о святой семье, она выдала ответ про семью императора Николая II (но колонке простительно, интеллект-то искусственный), что, впрочем, подтверждает, что у многих святых тоже были и семьи, и обычная человеческая жизнь.

В Музее имени Андрея Рублева представили мультимедийный проект «Семьи небесные», который рассказывает о семейных узах праведников. Он представляет собой фильм, в который вошли десятки шедевров русского религиозного искусства разных эпох (в том числе и выдающиеся современные работы). Но фильм не просто статично показывает иконы и рассказывает, что и кто на них изображены: чтобы заинтересовать подрастающее поколение, здесь используется анимация, но деликатно и с пиететом к иконам и образам! Истории семейств озвучивают хорошо знакомые публике голоса Сергея Чонишвили и Лизы Арзамасовой. В результате получился анимированный «киномузей» с шедеврами русской иконописи, который способен легко перемещаться по всей стране и рассказывать о взаимоотношениях простых людей между собой, которые когда-то встретились с Богом, что изменило их жизнь.

А ведь святыми и правда не рождаются, а становятся. Но важно понимать, что они тоже — обыкновенные люди, со своими эмоциями, проблемами. Им не чуждо человеческое. Но самое интересное, что несмотря на их отдаленность во времени от нас, они сталкивались с теми же трудностями, что и мы — их истории абсолютно современны. В фильме подсвечены те аспекты отношений между святыми в их семьях, на которые мы зачастую не обращаем внимания:

«Марфа и Мария — две сестры с разными характерами, — рассказывает руководитель проекта Армен Попов, — одна любит заниматься хозяйством, но не задумывается о высоком. Вторая, напротив, ничего не делает по дому, но думает о спасении души. Когда в их семью пришла беда, умер Лазарь, обе сестры потрясающе начинают молиться и переживать, просить Христа об исцелении! Все это современно, каждый из нас знает такие семьи».

Действительно, история Марфы, Марии и Лазаря хорошо знакома многим, но с бытовой, общечеловеческой точки зрения на нее смотрят нечасто. Другой пример — брак в Кане Галилейской, когда Дева Мария попросила сына помочь молодым, у которых закончилось вино в разгар праздника, Он исполнил просьбу матери, несмотря на то, что было еще «не время»:

«Он ведь сделал это из уважения к матери, — комментирует Армен Геннадьевич. — Маленькая семейная история, которая показывает отношения внутри семьи. Именно на этом мы делаем акцент».

Интересно воплощение проекта, ведь вторгаться в сакральное существо иконы и сильно ее видоизменять было ни в коем случае нельзя, но сделать анимацию, «оживить» статику было необходимо — непростительно потерять драгоценное внимание юных зрителей, которых не так-то просто заинтересовать. При слове «оживить» картинку, многим сразу представляются популярные нынче работы искусственного интеллекта, которым мы, пожалуй, отравлены сегодня. От распространенных в Интернете приемов превращения портретов в фотографии, на которых персонажи улыбаются и даже двигаются, авторы «Семей небесных» отказались сразу. Хотелось анимировать изображения частично, не нарушив их целостности. Искусственный интеллект, кстати, с этой задачей не справился — видимо, еще не обучен работать с живописью такого рода. Поэтому традиционная работа аниматоров и дизайнеров взяла верх. В результате получилось аккуратное оживление некоторых элементов икон, которое действительно приковывает внимание к экрану, но не нарушает изображение. Ведь одной из задач проекта была показать широкой публике шедевры иконописи, а для этого было необходимо максимально сохранить икону такой, какая она есть. Может, авторы и пошли на компромисс в чем-то. Но стоит отметить, что фильм учит смотреть на икону и легко читать ее сюжет(хотя дидактических задач авторы проекта перед собой не ставили).

Полученный навык легко проверить здесь же, на выставке «Святые семьи», где собраны шедевры иконописи, которые тоже рассказывают о семейных узах — в этом смысле и экспозиция, и фильм дополняют друг друга. Отношения внутри семьи находят отражение в иконах, которые после просмотра фильма воспринимаются совсем иначе — легче увидеть эмоции, трепет. Образы становятся близкими, современными и понятными. Здесь тоже делают акцент на простоту человеческой жизни святых. Внимательный гость выставки обнаружит на одной из икон сцену пеленания новорожденной Девы Марии (часто ли вы видели этот сюжет в иконописи?) и многие другие трогательные сцены из семейной жизни святых. Кстати, оба проекта отвечают на тот самый вопрос ребенка, были ли у Иисуса Христа дедушка с бабушкой. Да, были — Иоаким и Анна, родители Девы Марии.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"