- Культура
- A
Режиссер «Минуты тишины» Шеховцов поделился особенностями съемок в Сирии
Евгений Цыганов говорит на фарси и французском, его герой ворочает миллиардами, в коридорах больших корпораций и министерств плетутся интриги, тени прошлого меняют настоящее и, возможно, будущее. Сериал «Минута тишины» уже собрал массу как положительных, так и гневных отзывов и стал одной из самых заметных премьер начала года.
По сюжету крупный российский предприниматель Валерий Королев во время подготовки сделки в исламском Наристане попадает в землетрясение и от травмы теряет память. Когда бизнесмен вспоминает, кто он и зачем приехал на Ближний Восток, вся его прежняя жизнь подвергается переоценке, и происходит это в ситуации, когда на кону не только огромные деньги, но и собственные принципы.
Съемки сериала стали для его создателей большим приключением. Они перемещались из Сирии в Норильск с остановкой в столичном Сити, вспоминали сороковые и семидесятые, учили разные языки. Кресло режиссера досталось Илье Шеховцову, который добавил к своему опыту по части детективов и мистики («Фантом», «Такая работа») проект, где жанры, эпохи и страны переплелись в весьма взрывной коктейль. В беседе с Илья обсудил Сирию как съемочную площадку, диалоги на фарси и турецком, а также мир большого бизнеса.
— Немалая часть сериала снята в Сирии, что, наверное, непросто с точки зрения организации процесса. Почему было решено отправиться именно туда?
— В сценарии страна, где развивается часть событий, — вымышленная, но некоторые отсылки связывают ее с Ираном. И изначально мы планировали снимать в Иране. Но не хватило времени на согласования, которых оказалось немало. На выбор Сирии во многом повлияло то, что в кадре предполагались последствия землетрясения. Дело в том, что в обычный сериальный бюджет не поместишь фильм-катастрофу. Само землетрясение мы сняли в павильоне, однако строить декорации уличных разрушений слишком дорого, поэтому нужен был город, где еще остались развалины после катастрофы. До Сирии докатилось эхо турецкого землетрясения 2023 года, так что картинка абсолютно документальная. Там было все именно так, как у нас в кадре.
— Обычно Сирия фигурирует не в новостях кино. И вообще не ассоциируется со страной, где можно развернуть съемки, получив на площадку все необходимое…
— В Сирии есть своя киноиндустрия. С нами, например, работал оператор, чью работу хорошо оценили на европейских фестивалях. Но индустрия эта не очень развита из-за ситуации в стране. Поэтому получить все, что требуется для работы, было непросто. Принимавшая нас компания собирала нужную технику в разных местах. Камеры, конечно, мы привезли с собой, но вот часть осветительной техники доставили из Ливана. В сцене, где героиня Ольги Лерман идет по разрушенной улице, в кадре дождь. Так вот специальных дождевых установок у них нет. В итоге к нам приехала пожарная команда города Алеппо, они размотали рукава и поливали из них площадку. Многое действительно приходилось делать буквально на коленках, но люди там очень открытые и всегда готовы помочь.
— Если я правильно понимаю, то вы снимали в тот момент, когда в Сирии уже закончилась война, но правительство еще не свергли. То есть это были относительно спокойные времена?
— Смотря с чем сравнивать. Когда мы снимали в Алеппо, там бомбили аэропорт и на площадку прилетел осколок. Потом поймали двух боевиков, и это тоже случилось совсем рядом.
— Если судить по картинке, то вам как будто повезло с погодой. Как было на самом деле?
— В горах ночью очень холодно, а днем жарко. В Дамаске во время некоторых съемочных сцен было сорока два градуса жары. Латакия расположена рядом с морем, так что к жаре прибавлялась влажность. В общем, экстрима хватало.
— Так получилось, что в «Минуте тишины» соединились самые разные жанры. Есть детектив, мелодрама, закулисье большого бизнеса, погружение в историю, и все это на фоне геополитики. Лично у вас было понимание, что именно вы снимаете?
— Я снимал историю рефлексирующего человека. Он на время потерял память, а когда она восстановилась, у него появилась возможность заново посмотреть на свою жизнь и сделать определенные выводы о работе, окружении и так далее. Получился действительно гибрид разных жанров, и сценарий был довольно сложный, но результатом я доволен.
— Несмотря на то что Евгений Цыганов вроде бы не обладает харизмой того, кого называют большим начальником, образ серьезного бизнесмена ему подошел. Иногда даже создается ощущение, будто эта роль под Цыганова и писалась…
— Нет, были и другие претенденты, мы довольно долго искали главного героя, но в итоге решили, что Жене подойдет эта роль, и сам он заинтересовался. Лично мое мнение: Женя особенный актер, таких мало. Общий же кастинг шел почти четыре месяца. На площадке были актеры из Сирии, Ирана, причем некоторые попали на съемки случайно. В одной из сцен девушка поет молитву на арамейском языке. Это древний язык, на нем сейчас никто не разговаривает. Сама девушка — не актриса, я услышал, как она поет во время молитвы, и попросил сделать то же самое на площадке. Я очень рад, что у нас играл Фарид Хоссейни, невероятный иранский актер, знакомый любителям фестивального кино. Девочку, которую во время землетрясения спасает герой Цыганова, сыграла юная иранская актриса Мина. Она любимица иранской публики, очень обаятельная и настоящая авантюристка. А шейха Бобо сыграл мой друг, второй режиссер Женя Гусев. Ему сделали пластический грим, по сути, получилось новое лицо.
— Евгению Цыганову пришлось учить реплики на фарси, хотя сейчас есть технологии, которые позволяют все упростить…
— Мы пробовали разные варианты. CGI-графика действительно может создать иллюзию, что человек говорит на иностранном языке, но полтора года назад, когда мы снимали, эта технология работала хуже, чем сейчас. В итоге Женя все по старинке выучил на слух. На площадке был консультант, который помогал с произношением. А вот актер Семен Шкаликов, играющий в сценах из семидесятых отца Королева, действительно с нуля учил турецкий язык. И за три месяца научился говорить как носитель языка, так, по крайней мере, сказал консультант по турецкому. Это было на самом деле круто, большой актерский труд.
— В России не так часто снимают фильмы про бизнесменов, и, наверное, в этом жанре своя специфика. Для вас мир серьезного бизнеса стал в чем-то понятнее?
— Мне нужно было долго врубаться во все термины, терминология действительно сложная, и это совсем не мой мир. Люди, которые с ним не соприкасаются, воспринимают его в черно-белом варианте. Так уж у нас сложилось, что если богатый, то как минимум негодяй. Но у нас все-таки история не про становление бизнесмена и не про жизнь безумца, который прожигает огромные деньги. Наш главный герой — человек, переосмысливающий самого себя. И еще мы старались показать будни предпринимателя, ничего не обеляя и не очерняя.
Написать комментарий