- Культура
- A
Живопись и графику Бориса Смирнова-Русецкого показали в Москве
Его работы сложно назвать самобытными. Напротив, в них узнается отчетливое влияние творчества Рериха. Однако есть у картин Бориса Смирнова-Русецкого одна отличительная особенность: он увидел прозрачность, доказав, что это иллюзия, оптический обман. Все «нереальное» в его картинах становится зримым и ощутимым. К 120-летию художника «Центр искусств. Москва» представил выставку «Прозрачность», где можно увидеть живопись и графику Бориса Смирнова-Русецкого из частных собраний России.
Ассоциации с Рерихом в зале с картинами Смиронова-Русецкого не случайны. Все дело в том, что Борис Алексеевич был лично знаком с Николаем Рерихом, известно, что было лишь несколько встреч, всего пять или шесть, но очевидно они оказали невероятное влияние на молодого художника. Кстати, именно по совету Рериха Борис Алексеевич поступил во ВХУТЕМАС. Кто знает, как бы сложилась судьба художника, если бы не эти встречи? Более того, Смирнов-Русецкий приложил немало усилий, чтобы сохранить память о Рерихе, занимался организацией выставки художника и всячески продвигал его наследие. Да и сам был его ярким последователем, развивая в своем творчестве его стилистику. Осенью здесь же, в «Центре искусств. Москва» к юбилеям Николая и Святослава Рерихов открылась их двойная выставка, а экспозиция, связанная с именем Бориса Смирнова-Русецкого, логично продолжает эту историю.
На выставке представлены тематически разные работы Смирнова-Русецкого. Легко проследить круг интересов художника, где доминанты — религия и горные пейзажи, красоты Русского Севера. Название экспозиции происходит от одного из самых знаменитых циклов художника «Прозрачность», работы которого значительно выделяются на фоне других, хотя зримая прозрачность — красная нить, лейтмотив его творчества.
Очевидной опорой художника была религия. Картина, у которой стоит задержаться, называется «Одинокий ангел» из цикла «Прозрачность». Но здесь обнаруживается очевидное доказательство того, что прозрачности не существует — никогда пространство не бывает пустым, прозрачным, это обман. И художник демонстрирует: в центре картины изображен ангел, легкий, парящий, иллюзорный, а вокруг него — невероятная энергия, сила, поток. Очевидно, парит он в воздухе, но воздух этот не прозрачен, он зримый, наполненный и насыщенный светом, который излучает «герой» картины. Незримая сила ангелов, которые всегда рядом с нами, изображена и на одной из самых значимых картин — «Дозор ангелов», тоже из этого цикла. И снова мы видим, как мир, который кажется нам незримым и неощутимым, раскрывается вокруг нас.
Своеобразной границей между миром реальным и миром незримым являются горные вершины. Глядя на горные пейзажи художника, кажется, что едва ты заберешься туда, оттолкнешься и тоже полетишь, как и ангелы. Удивительный контраст создает художник: горы — это камень, нечто очень земное, тяжелое, увесистое, то, что тянет нас вниз, как сейчас принято говорить, «заземляет». Но при этом именно они — трамплин к той высоте. И горы не кажутся такими тяжелыми и грузными. Напротив, они здесь предстают перед нами как место пересечения, встречи Человека и Вселенной.
Наконец, автопортрет художника. На нем Борису Алексеевичу 23 года. Молодой человек глядит на нас серьезно, по-взрослому, сам он находится словно в воздухе. Смотрит он на нас с высока — нет, не надменный взгляд гордеца. Он над нами — парит в небесах и оттуда наблюдает за нами. Может, он увидел там ангела и передает нам его послание?
Написать комментарий