- Культура
- A
Выставка Франциско Инфанте показала «рождение бесконечности»
Новая Третьяковка знакомит публику с творчеством Франциско Инфанте — это четвертая выставка работ художника здесь, но на этот раз перед нами огромная ретроспектива, рождающая на наших глазах «Метафору бесконечности».
У входа в выставочное пространство стоит скромный, но улыбчивый мужчина — перед нами современный российский художник Франциско Инфанте. Пусть имя вас не удивляет: творец родился в Саратовской области в семье эмигранта из Испании, вырос в СССР, учился в Строгановском училище, сблизился с художниками-кинетистами (кинетическое искусство предполагает движение самого арт-объекта за счет моторов, рычагов и т.п.). Наследник традиций авангардистов, Инфанте осознает, что нет необходимости воспроизводить в искусстве реальность. Его мир — это метафора, перекраивающая жизнь вокруг с помощью геометрии. Экспериментальным путем художник изобретает «артефакт» — новый вид искусства вне каких-либо классификаций. В поисках возможностей взаимодействия артефактов и окружающей среды художник фиксирует их в природе при помощи фотографии. В этом смысле у Инфанте нет привычной мастерской художника. Его мастерская, творческая лаборатория — это природа вокруг.
Для Новой Третьяковки это четвертая по счету выставка работ Франциско Инфанте. Прежде здесь показывали его циклы, а на этот раз замахнулись на большую ретроспективу из нескольких сот экспонатов, охватывающих всю творческую биографию художника, начиная с 1960-х годов и до 2024-го.
Экспозиция делится на две части. Первый зал — белое пространство, напоминающее облако. Зритель перелетает от одной работы к другой, которые и сами словно парят в воздухе. Расположение фотографий подобно зеркальному лабиринту (зеркал и игр с отражением в его работах много!), в котором легко запутаться — схему экспозиции художник придумал сам, набросав ее на листочке. Структура расположения экспонатов напоминает его ранние работы. Хотя создатели выставки признаются, что повторить схему, придуманную художником, не получилось из-за архитектуры зала, тем не менее гостям экспозиции придется поблуждать и постараться найти выход из причудливого лабиринта. Однако торопиться к выходу не стоит: работы художника предложат вам реконструировать мир и обнаружить множественные метафоры бесконечности, увидеть мир совсем другим и непривычным.
В ранних работах серии «Супрематическое начало», например, мы видим переклички с Казимиром Малевичем — яркие и причудливые геометрические фигуры на белом чистом снегу — природная tabula rasa часто становится одним из действующих «лиц» на работах художника, при помощи которой он находит точки соприкосновения природы и искусственного. Геометрия, помещенная в природу, в небо, в лес, в снег, открывает зрителю возможность увидеть необозримое — бесконечность возможностей преобразования мира вокруг. При этом художники не прибегают к монтажу и коллажу изображений (что в наш век технологий особенно ценно!).
«Честно говоря, я не очень понимаю, о чем говорить на фоне собственной выставки. Те метафоры, которые вы увидите здесь, скажут о том, чем художник занят, больше и глубже, чем его собственные вербальные изложения», — скромно и кратко высказывается художник, отказываясь подробно комментировать экспозицию. Впрочем, те красота и полнота мироздания, которые отражены в его работах, действительно говорят громче. А точнее, показывают многозначность мира, его бесконечность, которая живет вокруг нас (а видим ли мы ее вообще?).
Истоки мысли художника демонстрируются во втором зале, где представлены самые ранние работы Франциско Инфанте, в том числе «Рождение вертикали», которую он создал в возрасте 19 лет. Там же кинетические объекты, ранние живопись и графика, зеркальный реквизит — при их помощи возможно проследить историю мысли, как рождались «метафоры бесконечности».
Написать комментарий