- Культура
- A
Валентина Теличкина к юбилею открыла выставку и рассказала о любимых праздниках
10 января актрисе и художнице Валентине Теличкиной исполняется 80 лет. Как она сама говорит, это «возраст дожития». Правда, не ею придумано такое определение, но именно так зачастую воспринимают в обществе ее ровесников, отказывая в праве на полнокровную жизнь.
2 января, когда Москва погрузилась в новогоднюю дрему и коллеги рассеялись по домам и дачам, в Музее русского лубка и наивного искусства открылась персональная выставка Валентины Теличкиной. В иное время она вызвала бы ажиотаж, а в праздники все было тихо, скромно и концептуально. Называется выставка «Любимые праздники». В воображении Теличкиной они как сны в заснеженном саду, как грезы в летний день.
25 ее работ разных лет запечатлели картину некоего идеального мира. В соседних залах представлены картины известной наивной художницы Люси Вороновой «Цветики-семицветики», работы самоучек, таких, как Владимир Мизинов, у которых нет профессионального образования. Воображение способно унести их в дальние дали, например отправиться с Пушкиным на Кавказ. Вот и Теличкину окончательно причислили к представителям наивного искусства.
Свои работы она пишет на холсте акрилом. «Зимние каникулы» — это сельская картина с одноэтажными и двухэтажными домами, магазином «Рог изобилия», где парень по грудь увяз в снегу, а деревенские красавицы надели коньки и вышли на лед. Елка там словно расцвела то ли красными яблоками, то ли спелыми гранатами.
На картине «Сон перед Рождеством в зимнюю ночь» — кровать в заснеженном саду, а на ней под бело-голубым пододеяльником спит девушка. Рядом — заснеженные деревья и сказочная Жар-птица. «Скоро Новый год» — все та же елка в яблоках и женщина в нарядном платке, несущая корзину с подарками и напоминающую пирамиду елочку. А за ее спиной — повозка, которой управляет самый настоящий Дед Мороз.
Дальше — «Святки», где кружат деревенские царицы, «Крещение» с прорубью, самоваром, коврами на снегу для ныряльщиков. Среди любимых праздников актрисы — Пасха, такая, какой она была в ее родном селе Красном под Арзамасом тогда еще Горьковской области. Теличкина — седьмой ребенок в большой и дружной семье, которую не миновали беды и раскулачивание.
На открытии выставки она вспоминала, как у них принято было на Пасху катать разноцветные крашеные яйца. Их надо было положить в желоб, так, чтобы они летели как с горки. Стукнул чье-то яйцо — можешь его забирать. Про родное село Теличкина написала повесть «Целую, потому что жалко».
Она не может объяснить, как рождаются ее сюжеты. Они как сны. Однажды она написала триптих, посвященный Вере, Надежде, Любви, показала сыну Ивану. Через некоторое время он привел в дом девушку, похожую на ту, что была изображена в работе матери. Так у Валентины Ивановны появилась невестка, которую она словно предугадала.
Теличкина может прийти к кому-то в гости, взять кисти и разрисовать кухонный шкаф, так что из типового он на глазах превратится в уникальный. Недавно в нашем разговоре она посоветовала расписать старый стол и не думать о том, что ничего не получится без навыка. «Вы увидите, что можете все. Рука сама поведет. Попробуйте», — вдохновляющий совет.
Именно так сама Валентина Теличкина и начала рисовать в начале 1990-х, чтобы отвлечься от пессимистических мыслей, связанных с отсутствием работы в кино. Такое было время, зато на свет появилась ее наивная живопись, которую теперь кураторы выставки связали с архетипами рая.
Но кино есть и будет в ее жизни, поскольку Теличкина — прежде всего актриса, да еще такая самобытная. Ее карьера началась в 1964 году с курсовой работы Сергея Соловьева «Стригу и брею в субботу», где она сыграла невесту. Ей часто давали роли невест и имя персонажам оставляли ее собственное. Была у нее еще одна вгиковская работа целой группы молодых режиссеров из мастерской Михаила Ромма «Случай на станции Кочетовка» по рассказу Солженицына и роль Вали, был «Таежный десант» молодых Ускова и Краснопольского и опять роль невесты.
Страна узнала Теличкину в 1967-м, после выхода «Журналиста» Сергея Герасимова, где она сыграла курьера и машинистку провинциальной газеты Валю Королькову. Потом уже ее героиня доросла до журналиста в герасимовской картине «У озера».
Много было хороших режиссеров и ролей в советской жизни актрисы — в «Осенних свадьбах» Бориса Яшина, «Чайке» Юлия Карасика, «Пяти вечерах» Михалкова, «Начале» и «Вассе» Панфилова, «Трясине» Григория Чухрая… Были «Зигзаг удачи» Рязанова, «Не может быть!» Гайдая, «Портрет жены художника» Панкратова… После сериала «Бригада» к Теличкиной подходили на улице и в магазинах молодые люди и благодарили за «сына» — Сашу Белого в исполнении Сергея Безрукова.
Из относительно недавних работ прежде всего вспоминается роль директрисы хореографического училища в «Большом» Валерия Тодоровского — неожиданно жесткая, и Зоя из «Огорода» Ларисы Садиловой, как раз представительница поколения дожития, неожиданно встретившая свою странную и позднюю любовь.
«Сценарий писался в расчете на Валентину Теличкину, хотя она об этом не знала и еще не дала согласия, — вспоминает Лариса Садилова. — Валентина Ивановна очень похожа на мою тетю, но это собирательный образ, в котором есть черты и моей бабушки, и мамы, и тети, которая ездит по сорок километров на дачу и обратно иногда каждый день. Для меня Зоя — воплощение русской женщины, и Валентина Ивановна тоже». Про свою героиню сама актриса говорит словно о самой себе: «Зоя умеет сохранять достоинство при любых обстоятельствах, никогда не взваливает на других свои беды, не жалуется, со всем управляется сама. Она — хозяйка своей жизни». В Валентине Теличкиной тоже немало мягкой силы, действующей беспроигрышно.
Написать комментарий