Веселое ретро, честный рэп, вечная Примадонна: подведены музыкальные итоги года

В минувшем году музыка по-прежнему звучала. Иногда вопреки здравому смыслу, иногда на удивление внятно и даже круто. Понимая, что нарисовать мало-мальски объективную музкартину года в силу разных причин по-прежнему невозможно, «Звуковая Дорожка» МК, тем не менее, вспоминает персонажей, которые безусловно впечатлили своих поклонников и возможно взбудоражили тех, кто их на дух не переносит.

Алена Апина

В свой юбилейный год певица получила кажется все о чем может мечтать артистка с приставкой «ретро». Алена Евгеньевна увековечила себя в кино («Комбинация» — сериал, но сейчас между таким форматом и полным метром разницы почти нет), вышла на кремлевскую сцену и вполне справедливо могла себя почувствовать на гребне очередного всплеска ретро-истерии. Специфика характера и манера подбирать выражения не позволили оставить в архивах года содержательные и ироничные интервью Алены, на которые она когда-то была весьма охоча, но дефицит слов придал дополнительную прелесть сценическим перфомансам. Концерты Апиной и в сольном виде, и вместе с Татьяной Ивановой под маркой «Комбинации» по-прежнему напоминают разгульную деревенскую свадьбу. Что по своему прекрасно.

Филипп Киркоров

Филипп начинал этот год в образе бедного-несчастного. Даже для тех, кто возможно испытывает некоторый S&M-азарт, порка за полуголую вечеринку была очень неприятной. Хотя умение вертеться, если хочешь выжить, в конце концов, вылилось в идеальную иллюстрацию сермяжной мудрости известной поговорки «нет худа без добра». Якобы «не та дверь», в которую с восторгом (все же видели!) вошел «несчастный», стала не просто находчивой фигурой речи, а притчей во языцех и форменным мемом на весь год вперед у загнивающей здесь и сейчас масскультуры. В итоге сам «фон барон» приплюсовал еще несколько галочек в свои личные «табели о рангах», а трагедия, которую хотели накошмарить надзирающие бармалеи, обратилась в итоге в комичный фарс, над чем ржет даже не самый далекий обыватель, хотя иные из «провинившихся» по-прежнему льют горючие слезы.

Началось же с того, что голый почти в прямом смысле поп-король сначала каялся по поводу той самой «не той двери», потом отшучивался в юмористических программах («Я туда зашел всего на пять минут», — сокрушался Бедросович в озорной пародии на легендарный хит Людмилы Гурченко и звучало это действительно весело), но в какой-то момент оправдательные посыпания головы пеплом приобрели дурной запашок. Казалось, что раньше некоторые люди и события оставались для Филиппа «красными линиями» в системе жизненных, если не ценностей, то принципов. Однако намерение угодить тем, кто ждал извинений, лишило короля былой принципиальности и выставило не то, что голым (это пройденный этап), а скорее нелепым. Впрочем, победителей, как известно, не судят. Нет никаких сомнений в том, что Киркоров в этом году одержал менеджерскую победу — он снова везде и тучи над его головой явно кто-то развел.

С творческими победами все не так ярко. Коллабы с поп-модницами превратились в рутину, обретя унылое свойство конвейерного производства. Помпезный клипофильм, снятый на песню «Черная Пантера», конечно, искрил в глазах и не оставлял сомнения в том, что деньги на производство потрачены с толком. Но над всем этим шиком настырно витал вопрос: «Зачем?». Знаменитые экранизации хитов Майкла Джексона (с которыми почему-то сравнили «Черную Пантеру») такого вопроса не оставляли. В Thriller, Black Or White и других видеолегендах музыка, танцы и режиссура расширяли границы возможностей индустрии и показывали будущее. Здесь же, как оказалось, имелось в виду, что Джексон поставил когда-то рекорд в 18 минут (чего клипмейкерство прежде не знало), а у Филиппа, дескать, хронометраж достиг аж целых 20 минут. Вот и все сравнение! Именно поэтому Киркоров на премьере клипа в старинном кинотеатре, собравшей побитый молью бомонд от Собчак до Рудковской (минус Ивлеева), облачил правую руку в блестящую перчатку «как у Джексона» и весьма приветливо ею помахивал. Майкл-то все-равно уже ничего не скажет. В «Черной Пантере», конечно, есть звезды и много люкса. Будем надеяться, что и того и другого в новом году у Филиппа будет в избытке. Но в деньгах ли счастье…

«Алиса»

Когда группа с сорокалетним стажем выпускает двадцать третий по счету альбом мысли о рутине нет-нет, да и посетят даже самых идейных рок-болельщиков. Однако релиз «Гойда», которым Кинчев и Ко отметились осенью 2024 года, стал поводом для небольшой конфронтации. Критики на разных ресурсах шумели в основном по делу. Князь тьмы конечно в форме, правда, хотелось бы побольше хитов, если уж речь идет об альбоме хронометражом час и двадцать две минуты. Лютый хэви и индастриал впечатляют, но в своих моралите маэстро иногда уж слишком душнит, а название навевает грусть по временам, когда рок-провокации пахли куда ароматнее.

Фан-армия «Алисы» все эти рассуждения восприняла по-своему. Презентацию альбома в Екатеринбурге, Перми и Новосибирске пришлось перенести из-за крайне низкого спроса на билеты. Людям, видимо, нужны не новые концепции, а лучшее, любимое и только для вас. «Не хотите — не надо», — так выглядел комментарий группы. Даже в официальных ответах Кинчев остается настоящим рокером.

Татьяна Буланова

Большой альбом («Камео») и сборник заново записанных песен на музыку Андрея Иванова и Дмитрия Рубина («Припомним Юность») — не так уж мало для одного года. Татьяна Буланова по ее же словам охладела к турам, но работа в студии ее пока не утомила. В «Камео» сложился правильный микс из ностальгии по дискотекам восьмидесятых-девяностых, свежего подхода к записи и довольно взрослых по содержанию песен. И все это не отменяет готовности Татьяны к авантюрам с музыкантами вроде Александра Ганапольского, то есть с публикой немного из другого мира. Впрочем, в любой авантюре сама певица наверное понимает, что репертуар из времен, когда она носила звание плачущей души народа по-прежнему вызывает бурю эмоций. В новой песне «Трогательно» она даже пытается вернуться в прошлое. Хотя всхлипы для весьма успешной артистки, мягко говоря, неактуальны.

Глюк'oZa

Их теперь вроде две и сообщалось о нешуточном разделе имущества между Натальей Ионовой, которая прежде была Глюкозой, и продюсером проекта Максимом Фадеевым. Все это происходит на светско-детективном фоне. Фадеев выгоняет Ионову за «дискредитирующей концепцию проекта» (что бы ни имелось в виду под этой формулировкой, взрывающей основы русской грамматики) и берет новую вокалистку. Ионова же время от времени решает другие проблемы, в описании которых попадаются фразы «задержание в аэропорту с внешними признаками наркотического опьянения», «снотворное и антидепресанты» и все в таком духе.

Но за прошедшие месяцы в таблоидных кошмарах была и музыкальная составляющая. У новой Глюкозы вышел сингл «Мыши», который звучит как попытка заново продать уже проданное с применением новой и совершенно беспомощной иронии в духе: «Ну что, привет, Европа, ну, как вам там без нас? Накрыло полной опой, или нормал сейчас?».

Ионова же нашла себе другую продюсерскую команду и под руководством отпетых модников колдует над свежим звуком, выпуская при этом довольно кондовый кавер на «Хулиганку» Любы Успенской. Скорее даже уже пост-ирония, а какая-то пост-ностальгия…

Хотелось бы, конечно, мощного баттла двух Глюкоз, но на деле все с большой вероятностью упрется в вопрос: кто будет петь «Невесту» на заказниках?

Слава КПСС

Два альбома за двенадцать месяцев и трек «Ради Детей», который логично было бы назвать неформальном гимном года. Слава КПСС сделал за этот год нечто невероятное. Он вернул себя публике как артиста, который не только приколами сыплет, а заодно подарил хип-хоп, по которому можно было соскучиться. В нем нет ничего супер-модного, автор и его команда жонглируют в основном ретро-приемами, но в строчках снова появился смысл. Не то, чтобы Saluki и Boulevard Depo со своими свежими релизами пальнули совсем мимо, но Слава попал десятку, причем и с «Россией 34» и с «Россией 24». Хотелось бы надеяться, что на этом хорошие новости от артиста не закончатся.

Андрей Губин

На вопрос «когда же он вернется» ответа по-прежнему нет. Хотя сам Андрей намекает на то, что новых песен немало и они даже записываются. Впрочем, выход в люди на «Новой Волне» тоже можно считать вполне себе телодвижением. Концерт с каверами губинских хитов стал наверное самым ярким событием фестиваля и все происходившее на сцене, в зале и гримерке Андрея в очередной раз подтвердило, что по нему скучают и очень ждут. А его песни даже спустя годы попадают прямо в сердца тех, кто готов их распахнуть для простой, но очень мелодичной музыки. Нужно признать, что звезды неплохо справились с золотыми хитами девяностых. Богдан Титомир превратил «Я Знаю Ты Знаешь», практически в «Делай Как Я», Александр Панайотов увидел в «Лизе» французский шансон, Григорий Лепс сделал из «Ночи» бронебойный рок, однако и в неожиданном звучании губинские сочинения не потеряли своего шарма. Вдруг и новые песни окажутся не хуже тех самых? Как же хочется оказаться в идеальном мире…

Сергей Шнуров и Инстасамка

Их совместный мини-альбом «Бумеры и Зумеры» многие восприняли как личное оскорбление и окрестили этот тандем не просто категорически не модным, а позорно конъюктурным. Отдельно акцентировалось слово «позорный», поскольку конъюктура в контексте Шнурова всегда оставалось не только движущей, но и вдохновляющей силой. Однако, конъюктура конъюктуре, как пыжились объяснить возмущенные снобы, рознь – мол есть вещи и вещи. Но сами участники дуэтного замеса относятся к собственной репутации не так серьезно, как люди их окружающие. Они явно хотели повеселиться, чтобы звучно, смачно и не очень прилично, и у них в целом все получилось. Ну, и медийно-скандально, что получилось еще лучше. Версия об Инстасамке как о новой солистке «Ленинграда» прогремела в заголовках многих ресурсов для чего и была, скорее всего, придумана. Когда страсти улеглись, каждый, как было замечено в одной популярной песне, пошел своею дорогой, а поезд пошел своей. Шнур, например, выпустил новый альбом под маркой «Ленинграда», при том, что собственноручно закрывал эту марку некоторое время назад. Погорячился, стало быть, а теперь опомнился. А кому сейчас легко? Это не тот релиз, который имеет смысл возвеличивать, но большую часть песен можно неплохо исполнить живьем. Перед огромной толпой и очень задорого...

Диана Арбенина

В свой юбилейный год рок-дива изрядно пошумела. Были и концерты разного калибра, и монументальная, хотя и не сильно обязательная документалка, даже трибьют от молодежи, как популярной, так и начинающей. У Дианы, конечно, есть резон удовлетворенно улыбаться и поглядывать на все это с высоты своего рок-н-ролльного трона. Так уж сложилось, что в данный момент конкурентов здесь у нее нет. Радует, что в статусе монополиста Арбенина пашет на концертах как заведенная, не раздувает щеки от важности, не теряет сарказма с иронией и, что куда важнее, совести. А это сейчас уже поступок.

«Пикник»

После кошмара в «Крокусе» участники «Пикника», как группы, концерт которой теперь связан с жуткой трагедией, наверное, вынуждены были ответить для себя на ряд важных вопросов. Коллективу безусловно удалось сохранить в такой непростой ситуации достоинство и здравый смысл, а новый альбом «Один на Один» наполнен если и не прямыми ассоциациями с трагедий, то уж точно фирменным мраком и мистикой. В новом концертном шоу Шклярский сотоварищи сдержаны, немногословны и по-прежнему гипнотизируют своей фирменной мрачно-торжественной атмосферой. В рок-секторе их шоу можно назвать одним из самых заметных концертных событий года. А для поклонников они конечно шаманы. В хорошем смысле.

Алла Пугачева

По своей давней традиции «ЗД», как правило, отделяет Примадонну от суеты сиюминутных списков и номинаций, давным-давно и, главное, навечно присудив ей звание «Почетная Прима хит-парадов». Однако, в этом году Живая Легенда размашисто прошлась по чартам. К своему юбилею Пугачева одарила себя и слушателей целой россыпью новинок, обнародовав целых пять песен: «Я Плачу», «Не Беспокойся за Меня», «Береги Себя», «Жизнь Слишком Хороша, Чтобы Страдать» и, конечно, «Ложный Стыд» мега-авторского дуэта композитора Андрея Мисина и поэта Михаила Гуцериева, что изрядно перетасовало те самые сиюминутные чарты и хит-парады «ЗД». Судя по уверенности, с которой звучали эти треки, за Аллу действительно не нужно беспокоиться, да и страдать, как этого многие ждут, она явно не спешит. Строить прогнозы по поводу пугачевских планов – занятие, не имеющее особого смысла. С куда большей уверенностью можно говорить о том, чем стали новые песни для многомиллионного фан-клуба певицы. Настоящие поклонники поняли главное: Алла своих не бросает. И это можно назвать одним из главных музыкальных итогов года.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии