Ковры высокого полета: декоративное переложили на живописный язык

Тренд на концептуальный текстиль держится не первый год и претерпевает интересные трансформации. Необычную трактовку мейнстрим-направления представили около десятка художников – студийцы мастерской Аси Феоктистовой, на выставке «О коврах» в галерее Atelier Choutko. Авторы написали полотна они «ткали» кистями и красками – то есть создали свои философские оммажи уютному жанру.

Долгое время считалось, что живопись, скульптура и графика – высший пилотаж в искусстве, когда как остальное так – декоративно-прикладное, утилитарное. Во второй половине ХХ века ситуация изменилась: текстиль вышел за рамки украшательства в 1970-х, а последние несколько лет стал одной из самых актуальных форм концептуального искусства. Не удивительно, что живописцы стараются не отставать от тренда и размышлять вокруг текстильной философии. Проект «О коврах» готовился учениками известной художницы Аси Феоктистовой месяцами. Многие авторы занимаются у нее с момента появления мастерской четыре года назад, и учатся не столько технике, столько концептуальному и проектному мышлению. Эту выставку «ткали» более десяти авторов и каждый нашел свой подход к пониманию ковра как философской парадигмы и ткани как медиума. В конце концов, холст – это тоже ткань. Для премьеры проекта выбрали самое подходящее место – галерею Евгения Шутко, которая специализируется современных художественных гобеленах и коврах.

На входе в уютное помещение на Новинском бульваре встречает портрет загадочной дамы кисти Натальи Яшкиной под названием «За закрытыми дверями», как бы намекая на контекст, где открываются иные эстетические свойства декоративного и домашнего. Девушка с голубым лицом и копной малиновых волос написана в затейливом обрамлении, будто это зеркало, а мы в его отражении увидели образ из прошлого или будущего. На ум приходят тысячи портретов известных живописцев, изображавших женщин в зеркальном преломлении – от Эдгара Дега до Пабло Пикассо. Тайная суть вещей с порога приоткрывается в нетривиальном контексте.

В трех залах можно найти самые разные интерпретации декоративных элементов. Так, Ира Чи пишет на своем «ковре» структуру собственной души в семь слоев, используя оптику психосинтеза итальянского психолога и гуманиста, ученика Фрейда Роберто Ассаджоли, разработавшего теорию о гармоничном саморазвитии. В личностный ковер она вплетает архетипы и символ женского начала – в самый центр.

Татьяна Сальникова плетет свой «ковер» в ритме танца, фигуры балерин становятся его узорами, пластика тела приобретает орнаментальность. Светлана Полянцева свои узоры создает из элементов прялок и резных сундуков, тем самым напоминая о ценности ручного труда, за которым стоят не только усилия и время, но и душевность и теплота, что не сыскать в фабричной «вязке». В центре картины – почти супрематическое колесо времени из белых и красных штрихов, которое создает эффект движения на статичном фоне из элементов рукотворного быта.

Александр Милов – единственный, кто использовал натуральный ковер в качестве основы для живописного высказывания. В него он врезал зеркало и «глазки» бинокля, а еще покрыл рисунками в стиле граффити, соединив советский, знакомый с детства, бабушкин интерьер и современное декоративное, что можно встретить на любой улице. Тем самым, автор превращает ковер в соучастника и героя. Ассоциация с ковром-самолетом добавляет сказочного контекста его работе.

Рядом с этим красным ковром – еще один, но уже совершенно красный. Карина Еганян объясняет свой сюжет просто: «Когда я думаю о ковре, я закрываю глаза и вижу красный». Понятно, откуда может быть эта ассоциация – «бабушкин» ковер того же цвета. Но яркое, насыщенное одним многословным цветом, видение Карины окружено живописной рамкой из абстрактных мазков серого, оранжевого и бурого. Что подчеркивает психологию красного, который занимает особое место в истории искусства и наполнен сложным символизмом.

Самый узорчатый и масштабный «ковер» написала Катя Кочубей: произведение состоит из пяти частей, где будто бы вышита детская потешка: «Ласточка-Паласочка, где была? У Бога! Что делала? Полотно ткала…». Слова написаны неразрывно и соединяются в чистый орнамент, который оплетает и наслаиваются на фотографию бабушки и малышки. Получилось ностальгическое и эффектное произведение, которое задевает потаенные чертоги памяти.

Ася Феоктистова, инициировавшая проект, создала свой ковер из обрывков старых холстов, которые копились в ее мастерской 10 лет. Так она, словно из слайдов воспоминаний, собрала огромный гобелен высотой больше трех метров с жизнеутверждающим названием «Начало весеннего Возрождения». Жизнь, и правда, плетется из лоскутов событий и мыслей, так же и этот проект «О коврах» сложен из мыслеформ разных личностей.

Ярким событием на фоне асиного ковра стала «Рождественская сказка» – литературно-музыкальный спектакль, во время которого актер Дмитрий Столбцов читал стихи русских поэтов под сюиту №1 Иоганна Себастьяна Баха, исполненную на виолончели Никитой Кочергиным. Начал чтец со строк из Николая Гумилева и Бориса Рыжего, а закончил рассказом «Неразменный рубль» Николая Лескова, герою которого, мальчику Миколке, снится, будто он попал на ярмарку с монетой, и она снова и снова появляется у него в кармане, если тратишь ее бескорыстно. Но пропадает, если проявить эгоизм. Мораль эта в чем-то резонирует идее проекта, который сплетает разные движения души с добрым, гармоничным, очень человечным посылом.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"