- Культура
- A
Изысканные письменные принадлежности показали в «Собрании»
Сегодня в моду снова вошли почтовые открытки, подписанные от руки. Их отправляют близким из путешествий, а еще под Новый год и к Рождеству. Сейчас это считается чем-то особенным, но чуть более сотни лет назад отправить близкому открытку было обычным и привычным способом связи. Правда, на рубеже веков эпистолярная культура была сродни искусству, каждый аксессуар — шедевр.
В Музее «Собрание» создали атмосферу праздника в винтажном стиле — выставка «Почерк времени» рассказывает об эпистолярной культуре Серебряного века. Мы и сейчас любим процесс подготовки к Новому году и Рождеству за возможность заняться приятной рутиной: упаковать подарки близким, подписать ярлычки, а в последние годы еще и отправить по почте открытки, тоже подписанные от руки. В конце XIX столетия, когда почтовая инфраструктура в России была на высоком уровне, письма были вполне привычным способом общения, таким же, как для нас сейчас отправить сообщение в мессенджере. Для доказательства: 30 томов из собрания сочинений Льва Николаевича Толстого — переписка, за всю свою жизнь он написал более десяти тысяч писем, Чехов — более четырех тысяч, Достоевский — более тысячи (часть утеряна). В то время популярным «носителем» была почтовая открытка. Ее вид нам хорошо знаком и сегодня: на одной стороне — место для сообщения и адреса, а на другой — изображение. Тогда пользовались популярностью городские пейзажи. Они и представляют для нас особенную ценность: фотографические изображения, на которых запечатлена Москва, которой больше нет, — Тверские ворота и Страстной монастырь, на фоне которых стоит памятник Пушкину. Сейчас поэт красуется на фоне театра «Россия», который многие до сих пор помнят как кинотеатр, а монастыря и ворот уже нет. Сухарева башня и многие другие утраченные памятники архитектуры на открытках, представленных здесь, точно воссоздают атмосферу города, каким он был тогда, на рубеже веков, ведь это именно фотографии, а не рисунки.
Кстати, о фотографии. Не секрет, что тогда это было дорогое удовольствие, и отношение к ней было соответствующее — рамки для фотографических изображений были отдельным произведением искусства. Среди экспонатов представлены примеры рамок из серебра, украшенные жемчугом. Фотоальбом тоже не похож на современный: для каждой фотографии своя страничка со своей рамкой, выполненной в технике хромолитографии (цветная литография), а обложка — из серебра. Вес такого альбома — около пяти килограммов! Тяжелый груз памяти!
Эпистолярная культура — это не просто ручки, карандашики, перья, пожелтевшая от времени бумага… Тогда, более сотни лет назад, написать письмо было сродни созданию произведения искусства: важна каждая деталь. Среди экспонатов представлено много редких аксессуаров, которые современному человеку уже не знакомы. Остается только восхититься, как шикарно люди той эпохи оформляли свой рабочий стол. А создавали шедевры эпистолярного искусства лучшие ювелиры того времени: Карл Фаберже, Братья Грачевы, Павел Буре, Игнатий Сазиков, Иван Хлебников и другие.
Ни за что не догадаетесь, для чего могла бы пригодиться бронзовая собака-ливретка — это визитница! Внизу есть кнопочка: нажимаешь, и у собаки открывается пасть, в которой и зажимали визитки. Изысканный серебряный футляр для карандаша фирмы Карла Фаберже, в котором сегодня уже нет нужды… В нашем сознании Фаберже ассоциируется прежде всего с его знаменитыми яйцами, но основную статью дохода его фирмы составляли именно предметы быта. Вблизи можно рассмотреть шикарные ножи для бумаг, которые были тогда одним из базовых настольных аксессуаров, — страницы книг, журналов необходимо было разрезать. Странный для нас сегодня предмет — шкатулка для марок, где у каждого номинала была своя ячейка, но тогда — снова необходимость, ведь письма и их отправка, как мы уже выяснили, были рутиной.
Экспозиция рассказывает не столько о том, как шикарно жили более века назад, сколько о том, как много внимания уделяли незначительным, на первый взгляд, деталям, как превращали быт в искусство. Но самое главное — след, оставленный той эпохой и ее людьми. Одна из открыток повернута к зрителю не фотографией, а текстом, где есть строки:
«Я радостно жду зиму, русскую зиму с глубоким снегом, с трескучими, сковывающими 25-градусными морозами. Они, может быть, закалят мои нервы, так ослабевшие, размочалившиеся за последнее время. Пошли, боже, скорее зиму! Меня уже первый твой снег радует. 3 октября 1909 года, Москва. Любящий тебя, твой Коля».
Кто был этот Коля?..
Написать комментарий