- Культура
- A
В Москве вручили награды кинематографистам, снимавшим на Дальнем Востоке
В Москве впервые вручили Дальневосточную кинопремию за достижения в области кинематографии и вклад в развитие киноиндустрии Дальнего Востока. Церемония проходила на 15-м этаже столичного небоскреба. Почти как в Токио, где привычное дело вручать награды где-нибудь на 40-м этаже. Например, Такеши Китано получал японского «Самурая» в небоскребе, и надо было подниматься к его вершине.
Для российских журналистов это непривычно, и подъем на 15-й этаж превратился в квест. Кое-кому потребовалось полчаса на такое восхождение. Как пошутили участники церемонии из Якутии, проще долететь с Дальнего Востока до Москвы, чем найти дорогу на 15-й этаж.
Более 70 процентов наших соотечественников никогда не бывали на Дальнем Востоке и черпают знания о нем в основном из кино и сводок новостей. Так что кинематограф во многом формирует образ этого удивительного региона.
Начали церемонию с вручения премии за вклад в развитие киноиндустрии Дальнего Востока, которой удостоена кинокомпания «Сахафильм», с которой связаны многие достижения российского кино в целом. Несмотря на это, якутское кино все еще слабо поддерживается на федеральном уровне, словно никаких побед нет. Выживают как могут. На предстоящем зимой Роттердамском кинофестивале в программе Harbour покажут снятую в Республике Саха картину «Легенды вечных снегов» Алексея Романова.
За «Лучший дебют в полнометражном игровом, неигровом фильме или сериале» премию получили «Далекие близкие» Ивана Соснина. Фильм снят еще в 2022 году, а сам Иван с тех пор сделал еще несколько картин, работает над новой, поэтому не смог лично присутствовать на церемонии. Награду получала чудесная актриса Екатерина Агеева, которая вспомнила, как они путешествовали на желтом микроавтобусе по всей стране. Фильм снимался в Сибири, Карелии, Башкирии, Ленинградской области и на Урале. Главную роль сыграл Евгений Сытый, уже тяжело больной. До премьеры он не дожил.
Правила игры таковы, что рассматривались экспертным советом премии во главе с Владимиром Хотиненко только фильмы, выпущенные в 2022 и 2023 годах, а нынешний остался за бортом. Директор премии и кинорежиссер Филипп Абрютин, правда, заверил, что в ближайшее время премия свое нагонит и уже в апреле подведут итоги 2024 года.
В категории «Лучший фильм», опять же «игровой, неигровой и сериал», были представлены: «Вертолет», «Не хороните меня без Ивана», «Огненный лис», последний и победил. Он снят Дмитрием Шпиленком на Камчатке о лисенке по кличке Ветер, родившемся слабым, но сумевшем выжить и преодолеть страх перед медведем. Создателям фильма пришлось 26 месяцев прожить со своим героем. Самое удивительное, что снимался только один лисенок, а не несколько, как это бывает в кино. Он возмужал на глазах группы и превратился в сильного зверя.
На церемонии присутствовал якутский режиссер Михаил Лукачевский, который дома почти не бывает, колесит по миру с новым фильмом «Там, где танцуют стерхи», а на премии был представлен дебютным «Вертолетом». Он заметил, что стоит ему только появиться на церемонии — и награда непременно пройдет мимо. Так и теперь случилось, хотя он снял прекрасный и нежный фильм.
Документальная лента «Чип внутри меня» Юлии Киселевой, одной из немногих, кто отважно работает в научно-популярном кино, отмечена за «Лучший сценарий в полнометражном игровом, неигровом фильме или сериале». Награду получал оператор Сергей Петрига, сын знаменитых операторов Ирины Уральской и Анатолия Петриги.
За режиссуру наградили Любовь Борисову, снявшую «Не хороните меня без Ивана» и получившую за нее множество фестивальных призов. Она не смогла приехать в Москву — путь не близкий. Награду принимал продюсер Иван Болотников, назвавший Борисову достоянием Якутии, настоящим режиссером и человеком.
Написать комментарий