- Культура
- A
Алена Бабенко сыграла приземленную музу Александра Блока
В театре «Пространство «Внутри» - необычная и весьма противоречивая премьера. Алла Дамскер поставила спектакль «Любовь. Блок» на основе документальных свидетельств Серебряного века, приемах блоковского «Балаганчика» и вывела на сцену Пьеро, Коломбину и Арлекина. За масками скрываются Александр Блок, Любовь Менделеева и Андрей Белый.
Тут три в одном, даже больше. Приглашенная из «Современника» Алена Бабенко играет актрису некой заштатной труппы, а та изображает Коломбину. Коломбина – это Любовь Менделеева, муза и жена Блока, дочь выдающегося ученого Дмитрия Менделеева, имя которого известно любому школьнику.
Все заведомо условно. Труппа не то, чтобы никудышная, но готовая к любым передрягам. Для ее актеров игра – это смысл жизни. Своими и не бог весть какими достоинствами скромные комедианты наделяют персонажей, которые им явно не по плечу, так что лететь Блоку с небес на землю.
В сущности, актерам «балаганчика» все равно, кого играть. Они ссорятся из-за роли Блока, но поскольку у одного из них шевелюра, а другой лысый, то все решается само собой, хотя роли на сопротивление никто не отменял.
Любовь Дмитриевна Менделеева, какой ее играет Алена Бабенко, - огнедышащая плоть, воплощение любви земной. Она поднимается на пуанты, мгновение кажется таинственной незнакомкой, но это обман. Сам Блок - трагический герой эпохи, воплощение духа в высшем смысле слова. С женщинами у него возвышенные отношения, но он словно бесплотен.
На роль Блока приглашен из Петербурга актёр Малого драматического театра - Театра Европы Артур Козин. В его облике есть нечто загадочно блоковское, особенно туманный взгляд, но при этом он некий символ, который мы по умолчанию должны принять за Блока.
Признаться, впервые о непростых взаимоотношениях Поэта и Музы довелось узнать давным-давно, когда не принято было об этом говорить, от педагога ГИТИСа, вдохновенно читавшего лекцию о трагической невозможности земной любви для Блока. Он так и говорил: поэт хотел, но не мог. Теперь и в театре попытались разобрать во всех скрытых деталях.
На крошечной темной сцене у подножия небольшого амфитеатра, где расположились зрители, приспущен штанкет. С него спускаются веревки (художник – Мария Утробина), создающие иллюзию тактильных и подробных декораций. Нам предлагают поиграть в Блока, но на деле получается, что в его бледную тень.
Третий в любовном треугольнике – Андрей Белый, друг и недруг в одном лице, которого играет актер РАМТа Александр Девятьяров. Но тут не царство мужчин, а одной женщины, бенефис Алены Бабенко. Она главный манок действа и знак того, что театр, в котором мы находимся, вступает на новый для себя путь.
Смутить внимательного зрителя и завсегдатая «Пространства «Внутри» должно уже жанровое определение спектакля – «лирические сцены в любовных треугольниках с музыкой». Но кто заранее обращает внимание на подобные детали. Нам сообщают, что сошлись в начале века ироничный позер, актерствующий эстет и идеалист Александр Блок (уже обидно за него) и абсолютно витальная, земная Любочка Менделеева. Их брак не был похож ни на один брак в мире. Странный трагический союз на фоне не менее странного и трагического времени. Гений, его жена и его друг. Любовный треугольник, в котором, кажется, никто ни с кем так и не…
И хотя в основе спектакля – переписка, дневники, воспоминания Блока, Менделеевой и Белого, одним мановением палочки подлинное трансформируется в придуманную конструкцию, как сказано, в «синтез музыки, слова, драматического искусства и немножко безумия, ну или фантазии».
Автор и режиссер спектакля – Алла Дамскер, человек для бывалых театралов новый. В кулуарах проходит слух, что она – знаток из программы «Что? Где? Когда?». Какой ужас! И его надо как-то пережить консервативным гражданам. Между тем Алла Дамскер - выпускница Санкт-Петербургской академии театрального искусства, работала на телевидении, писала сценарии для телешоу и сериалов, включая такой известный, как «Литейный». Ее первый театральный опыт – «1926» о Марине Цветаевой и Борисе Пастернаке, опять же об их платоническом эпистолярном романе, длившемся четырнадцать лет.
Алла Дамскер также сняла фильм «Цветаева.Open», где попыталась ответить на обвинения в адрес своей героини, обрушившиеся на нее после того, как в 2000 году обнародовали архивы, связанные с обстоятельствами смерти младшей дочери Ирины. Картина тоже основана на переписке и дневниках реальных героев и тоже вызывающе осовременена, намеренно общедоступна для современным зрителей. До сих пор в Москве идет спектакль «Пленные духи» в постановке Владимира Агеева о Блоке и Менделеевой, с которым знатоки уже театра, а не «Что? Где? Когда?», теперь сравнивают «Любовь. Блок» не в пользу последнего.
Написать комментарий