- Культура
- A
Дебютантка отправилась в цыганский табор и рассказала о закрытой стороне жизни целого народа
«GIPSY» — дебютная документальная картина Айсель Назарли о жизни цыган. Сама она не цыганка, а азербайджанка, о чем сразу предупредила после показа на 7-м Фестивале фильмов об искусстве, проходившем в Москве.
Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что хрупкая красавица обладает необходимой режиссеру волей и терпением. Чувствуется, что за плечами Айсель продюсерский опыт (она работала на игровых и одной документальной картинах, на сериалах). Дебют получился крепким, а его премьера состоялась не в самые благоприятные дни, после трагических событий в Челябинской области, когда начались погромы цыганских домов после убийства таксистки, а представители диаспоры призывали не считать криминальным весь их народ.
Свой первый полнометражный фильм, работа над которым началась в 2021 году и продолжалась три с половиной года, Айсель Назарли снимала в цыганском таборе в Тюмени и Москве, где теперь живут ее главные герои — Андро и его родители. Право быть допущенной в чужую и закрытую среду надо было завоевать. Айсель вспоминала, как сложно было получить доступ к юной невесте, к которой просто не пускали.
Есть у цыган традиция — женщины, которые не принадлежат к семье, не имеют права подниматься на второй этаж дома. В данном случае это и спасло. Оказавшись с камерой там, Айсель была под защитой традиционных устоев, хотя сама нарушила их, но она ведь не цыганка. Только барон, поднявшийся наверх, смог прервать интервью внучки-невесты. Он же разрешил снимать ее свадьбу, хотя на получение его согласия понадобилось несколько месяцев. Сам цыганский барон опровергает все стереотипы.
Андро — молодой и успешный музыкант. Впервые мы его видим 20-летним, но производит он впечатление взрослого и рассудительного человека. Когда он начинал карьеру, ему советовали не афишировать цыганскую принадлежность: так проще получить признание. Андро не захотел отказываться от того, что определяет его суть. Он словно между двух огней — мечтает быть свободным, но неизбежно сталкивается с предубеждениями со стороны своего же народа, хранящего вековые традиции, и со стереотипами тех, кто убежден в том, что раз ты цыган, то значит — неуправляем, ненадежен, жди беды.
С детства Андро привык жить кучно, как это принято у цыган. Он ранний ребенок, поскольку цыгане рано женятся, и его родители не исключение. Внучке цыганского барона, свадьбу которой мы видим на экране, всего 15 лет. Родители Андро принимают участие во всех его делах, как если бы были его друзьями. Мама — Индира — о многом мечтала, но, выйдя замуж и родив сына, целиком посвятила себя семье. Познакомившись с Айсель, она участвует в кастинге, который проводит режиссер Данил Чащин, снимающий сериал. И она ему даже понравилась, но сниматься все-таки ей не довелось, как это случается в кино.
Анимационные вставки, созданные на основе картин главного героя (Андро еще и художник), показывают его внутренний мир, то, что иным способом передать невозможно, поскольку некоторые табу все-таки существовали. Фильм начинался как история Андро, но вышел за ее пределы, вылился в разговор о судьбе целого народа, его укладе и жизни. Все, что мы видим на экране, конечно, несколько идеализировано и приукрашено, хотя Айсель к этому и не стремилась. Табу сыграли свою роль. Герои все светлые и прекрасные, без драматизма и мощной энергии, которая в цыганах есть, хотя виражей в их судьбах хватает. Но особенности цыганской субкультуры Айсель удалось показать и заинтересовать зрителей. В финале идут изумительные стоп-кадры — цыганские дети, такие непосредственные и живые, открытые, застывшие на минуту в бурном потоке жизни. Они так и просятся в выставочный проект.
Написать комментарий