- Культура
- A
Тайны Нового общества художников раскрыли в Музее русского импрессионизма
Музей русского импрессионизма представил выставку «Новое общество художников» — именно так называлось творческое объединение, существовавшее в Серебряном веке. На фоне других союзов, которые в начале XX столетия активно образовывались, НОХ был подчеркнуто демократичен — там не боялись пестроты стилей на выставках.
Новое общество художников основано по инициативе Дмитрия Кардовского в 1904 году (отсчет ведут с момента принятия устава). Цель общества — поддерживать молодых художников, выпускников художественных учебных заведений и прежде всего Императорской Академии художеств. И им это вполне удавалось. В период с 1903-го по 1917 год в десяти выставках НОХ приняли участие более двухсот авторов (не только молодых, но и мэтров). Музей повторяет опыт эклектичных выставок Нового общества художников и объединяет работы мирискусников Бенуа и Головина, символистов Милоти и Крымова, неоклассиков Щуко и Фомина, академиков Нерадовского и Лансере в одной экспозиции.
При подготовке всех остальных проектов мы так или иначе сталкивались с мастерами, которые участвовали в выставках Нового общества, — комментирует искусствовед Ольга Юркина, — и захотелось разобраться, что это было за объединение, чем оно отличалось от всех остальных творческих союзов, которых тогда в нашей стране было много. Конечно, особое внимание привлекала к себе творческая чета Кардовских.
И действительно, «размытое творческое лицо» ноховцев бросается в глаза. В свое время их обвиняли в отсутствии эстетической основы, но именно своей пестротой и любопытно объединение. Как такие разные художники смогли найти что-то общее?
В начале прошлого столетия в воздухе витал дух поэзии. Ею и пропитана экспозиция. Названия разделов повторяют названия поэтических сборников и стихотворений. И это не фантазия создателей выставки. Все дело в том, что основатели Нового общества художников, супруги Кардовские, поселились в Царском селе по соседству с поэтической семьей Николая Гумилева и Анны Ахматовой и стали дружить. Сама атмосфера времени, пропитанная избыточной утонченностью, рождала то, что составило наследие десяти выставок Нового общества не без влияния модной поэзии.
Пройдемся по залам экспозиции и обнаружим, что поэтические отсылки в названиях разделов где-то очевидны, как, например, северянинское «Это было у моря…» — обнаруживаем там работы внука Ивана Айвазовского Михаила Латри. А вот чего ожидать в разделе «Камень» — интрига. Может, горы и скалы, к образу которых любили обращаться символисты, особенно Бальмонт? Не догадаетесь, но в разделе «Камень» (сборник Осипа Мандельштама) представлены работы архитекторов. Они тоже принимали участие в выставках НОХ. Здесь показывают графику архитектуры модерна. Национально-романтический дух работ Щусева соседствует с современной тогда интерпретацией европейского средневековья в работах Льва Ильина.
В разделе «Цветотравы», название которому дал сборник Валентина Кривича (на самом деле его звали Валентин Анненский, а его отец — знаменитый поэт Иннокентий Анненский), сразу цепляешься за работу Петра Кончаловского «Цветы в высокой вазе». Она явно вдохновлена Ван Гогом, которого, как оказалось, Кончаловский уважал настолько, что отправился в путешествие по его местам.
За многими картинами стоят любопытные истории. Глядя на работу Елены Киселевой «В парке», задаешься вопросом: почему девушки одеты в платья, которые явно не соответствуют времени создания картины (1908 год)? На них пышные платья, отсылающие к Николаевской эпохе (Николая, конечно же, Первого), пышные наряды с кринолином. Две красавицы на скамейке в парке — сестры художницы. Они обнаружили на чердаке дома под Воронежем бабушкин сундук с нарядами, немедленно приняли решение в них облачиться и отправиться на прогулку.
Приключенческая и захватывающая история стоит за работой «Кони» Николая Пирогова. У нее необычный ракурс — коня мы видим в упряжке, но с позиции извозчика, даже скорее глазами того, кто запрыгнул на повозку сбоку. Остались воспоминания, что художник рисковал своей жизнью, желая запечатлеть коня в движении. Он выбегал на середину улицы под несущуюся на него повозку или карету, фиксировал облик животного. В этот момент все прохожие глазели на отчаянного художника, затаив дыхание. Но в последний момент Пирогов отскакивал в сторону и оставался невредим. На вопрос, зачем же он так рискует, художник отвечал, что ему важно увидеть именно такое зрелище и под таким ракурсом. Он «фотографировал» глазами.
Далеко не все художники, чьи работы представлены на выставке, знакомы широкой публике. Здесь и нет цели завлечь зрителя громкими именами. Восприимчивому посетителю откроется много нового.
Написать комментарий