• Новости
  • Культура
  • 2024
  • 10
  • 21
  • Выставка в честь 80-летия самого изысканного режиссера российского кино Хамдамова открылась в Санкт-Петербурге

Выставка в честь 80-летия самого изысканного режиссера российского кино Хамдамова открылась в Санкт-Петербурге

На 34-м Международном кинофестивале «Послание к Человеку» , проходящем в Санкт-Петербурге, открылась фотовыставка «Отражения» в честь 80-летия самого изысканного художника и режиссера российского кино Рустама Хамдамова. Сам он не приехал, поскольку крайне редко выходит в свет. Многие думают, что живет Хамдамов в заморских странах, а он в это время тихо и без шумихи работает в Москве.

В здании 1914-1916 годов, где теперь располагается кинотеатр «Родина», представили работы трех фотохудожников - покойного Александра Самойлова, давно живущего в Париже Георгия Пинхасова и Владимира Клавихо-Телепнева, стараниями которого выставку и удалось организовать. Все они в разное время запечатлели нематериальный и исчезающий мир Рустамам Хамдамова. И теперь их работы украшают не только стены, но парят под сводами старинного здания. Фотографии Пинхасова и Клавихо-Телепнева представлены впервые.

Фото Александра Самойлова на съемках "Нечаянных радостей». Фото - Светлана Хохрякова

Каждый из участников представлен на равных – только девятью фотографиями. Александр Самойлов, будучи штатным фотографом «Мосфильма», запечатлел на фотопленке образы утраченного фильма Хамдамова «Нечаянные радости» с дивной Еленой Соловей. Пока Хамдамов снимал свое кино, он параллельно фотографировал его актрис. И сегодня, если бы не Самойлов, мы бы не имели представления об исчезнувшей картине, негатив которой был смыт по указанию Госкино.

Спустя тридцать лет Владимир Клавихо-Телепнев повторил опыт друга, но уже на съемках «Вокальных параллелей». Он тоже снимал актрис Хамдамова. Завершил фототрилогию Георгий Пинхасов. Он фотографировал «Мешок без дна» не на площадке, а на премьере фильма на Роттердамском кинофестивале 2018 году. И поскольку снимал с экрана, то получились снимки в необычном отражении.

Хамдамовские красавицы под сводами кинотеатра. Фото - Светлана Хохрякова

На открытии выставки Алексей Учитель рассказал, что они с Пинхасовым однокурсники, вместе учились на операторском факультете ВГИКа. Специально приехал из Москвы выдающийся оператор Юрий Клименко. Он - ровесник Хамдамова, снимал с ним «Анна Карамазофф» с Жанной Моро. Ему был задан каверзный вопрос, где же этот фильм, который довелось увидеть единицам. Фильм участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля, а потом исчез. В 1990-е автору этих строк довелось его увидеть на камерном мероприятии в честь Хамдамова. Негатив фильма до сих пор остается под замком у французских правообладателей. Клименко сказал, цена вопроса - 200 тысяч евро. Удивительно, что до сих пор не нашелся в России меценат, готовый вернуть нам этот шедевр.

Фильмы на выставке, как сны. Они есть, и их нет. Какие-то отблески и отражения, воспоминания об утратах, которые продолжаются и в наши дни. Помимо выставки на фестивале собрали ретроспективу Хамдамова, из которой в последний момент исчезли «Вокальные параллели» 2005 году. Их заменили картиной «В горах мое сердце» 1967 года. Связано это скорее всего с тем, что сценарий написан с недавних пор живущей в Париже Ренатой Литвиновой, сыгравшей также одну из ролей. Что это цензура свыше или самоцензура? На расспросы о замене был дан ответ, что возникли трудности с правообладателями. «Вокальные параллели» снимались совместно с Казахстаном. Надеемся, что «Мешок без дна» никуда не исчезнет.

Парящая Елена Морозова в «Мешке без дна». Фото — Светлана Хохрякова

В его основе - новелла «В чаще» японского писателя Рюноскэ Акутагавы, по которой в 1950-м снял фильм «Расемон» Акира Куросава. Хамдамов работал над фильмом пять с половиной лет, когда уже никто и не ждал его возвращения в кино. На протяжении нескольких лет он работал в парижских домах высокой моды, создавал украшения по заказу знаменитой американской компании, творил как художник. Возвращение в кино было трудным. Денег на проект не было. Спасла прекрасная дама из медицинской сферы.

Оператор Юрий Клименко. Фото - Светлана Хохрякова

На «Послании к Человеку» «Мешок без дна» представят актрисы - сыгравшая фрейлину при дворе Александра II Светлана Немоляева, прекрасная Царевна Лебедь Елена Морозова, словно сошедшая с полотна Врубеля, Анна Михалкова, которой досталась роль Женщины в доме князя.. Хамдамов все создавал своими руками, например, шторы из оберточной бумаги для автодеталей. Он нашел чехословацкие брошки для кокошников, из каких то сундуков извлек головные уборы из несостоявшейся «Рабы любви», которую потом снял Михалков. В умелых руках мастера иногда из ничего создавалась сияющее великолепие на экране.

Рустам Хамдамов и Елена Морозова на роттердамской премьере. Фото — Ольша Суркова

Фестивальные афиши украшает контуры лица прекрасной дама работы Хамдамова, руку которого моментально узнаешь в тысячах вариаций. Однажды автору этих строк довелось нести в багетную мастерскую картину Хамдамова через улицы и каналы Амстердама. Это был подарок мастера нашей общей подруге Ольге Сурковой, давно живущей в Голландии. Картине требовалась рама, и пока она «плыла» по городу, не было ни одного прохожего, который бы не остановился и не задал вопрос о том, что это за чудо.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"