Герасимов, Варшавер, Апексимова, Астрахан: в Мосгордуме спасают «бриллиант российской культуры»

В Московской городской Думе состоялось заседание комиссии по культуре и массовым коммуникациям, во главе — худрук сразу двух столичных сцен Евгений Герасимов. На повестке «Эффективная работа московских театров на благо москвичей: вызовы и перспективы». Обсудили проблемы спекуляции и высоких цен билетов на спектакли, подняли вопросы об антрепризе и о трудоустройстве выпускников творческих вузов.

В заседании участвовали директоры театров Московского и федерального подчинения — Кирилл Крок, Марк Варшавер, худруки — Ирина Апексимова, Дмитрий Астрахан, артисты театров — Виктор Логинов, Анна Большова, Янина Студилина, и другие. Им, надо думать, небезразличны судьба и состояние московских театров. Глава комиссии Евгений Герасимов рассказал о важности репертуарного театра, о его культурной ценности для общества и противопоставил ему антрепризу — «маркетинговый продукт, где нет стационарной труппы и высокой театральной школы». Сплошь важные и умные формулировки:

- Репертуарный театр дорог в содержании, но полностью оправдывает себя, репертуар отвечает социальным ориентирам и культурным ценностям страны, отражает идеалы государства, влияет на его культурную политику, взращивает нацию с правильными взглядами, — пояснил Герасимов.

Отсюда и ряд болевых точек: имеет ли право государственный театр сдавать свои площадки в аренду антрепризе? Возможно ли урегулировать зарплату в антрепризе? Как сохранить в условиях санкций «бриллиант российской культуры» , то есть репертуарный театр? Театр продолжает выполнять социальную функцию или гонится за заработком?

Марк Варшавер, директор «Ленкома Марка Захарова» призвал уйти от этого «неприличного слова антреприза», которая «захламила репертуарный театр».

- Репертуарный театр будет жить всегда, — произнес Варшавер фразу, которую затем неоднократно вторили его коллеги, — и никто его не убьет, и не сделает таким, чтобы туда не ходили. Что нужно делать? Удивлять хорошим спектаклем.

Также директор Ленкома упомянул, что в Москве не хватает театральных площадок. Ему ответил директор Вахтанговского театра Кирилл Крок, что в этом отчасти виновато объединение театров, логика которого до сих пор неясна. Одно дело, если бы к сильному театру прикрепляли слабый театр, чтобы второй подтягивался. Но объединяют непопулярные театры, которые в итоге от этого не становятся лучше. Как раз такие площадки и выживают в том числе за счет сдачи своих площадок в аренду под «дешевую махровую антрепризу».

Второй вопрос, который волновал участников заседания, — проблемы с трудоустройством молодых артистов. Корневая причина, почему не могут принять новых актеров в театры, навала Ирина Апексимова, худрук «Таганки» — невозможность уволить «мертвые души», как их назвал Виктор Логинов. Это артисты труппы, которые годами не появляются в театре по разным причинам: не заняты в репертуаре, не хотят играть эпизодические роли, активно снимаются в кино, предпочитают играть в антрепризе, не могут посещать работу в связи с возрастом и состоянием здоровья… По законодательству (если у них бессрочные контракты) уволить их нельзя, а зарплату платить надо, труппа переполнена. Отсюда и вопрос: как трудоустроить молодых артистов, которые горят желанием стать частью репертуарного театра? Как очистить театр от «мертвых душ», если уволить их нельзя? При этом спокойно можно уволить учителей, врачей и представителей других профессий…К слову, тут следует заметить, что тридцать лет мы слышим о не решаемости этой больной и сложной проблемы. Но вопрос - сколько ещё десятков лет нужно руководителям или только поговорить?

Особенно эмоционально и горячо обсуждали вопросы цен на билеты в московских театрах. Причину ценообразования объяснил Кирилл Крок: корень зла — перекупщики.

- В законе нет инструментария, как бороться со спекуляцией, — подчеркнул Крок, — процветает черный нал и бизнес ни на чем.

Высокий ценник на билеты — вовсе не наглость театров, а один из методов борьбы со спекулянтами, которых в театрах уже знают в лицо.

- Каждый день приходит к открытию кассы один человек и закупает билеты, видел его неоднократно по камерам, — рассказывает Марк Варшавер, — Дело в том, что спекулянтом он будет только в том случае, если его поймают, например, с четырьмя билетами, которые он продает с рук. Поэтому он продает их по две штуки. Едва сбыл пару, подбегает мальчик, приносит еще билеты. Любой человек сегодня имеет право продать вещь с рук за столько, за сколько хочет.

В Вахтанговском с 1 декабря начнут продавать именные билеты на ряд спектаклей, причем принадлежность билета гостю там намерены проверять тщательно. Директор театра прекрасно понимает, что это приведет к очередям на входе, зрители будут недовольны, но мера связана с защитой театра и зрителей от людей, которые делают деньги из воздуха. Именные билеты — далеко не первая мера борьбы с перепродажниками. Уже блокировали IP-адреса перекупщиков, чтобы те не могли приобретать билеты со своих устройств — вредители нашли выход из ситуации. Поднимали цены, но тут страдает зритель, которому становится сложнее позволить себе поход в театр, а перекупщик наглеет еще больше и задирает цену выше. Их навар зачастую составляет 300%: билет за 10 000 перепродается за 30-40 тысяч рублей.

Другие участники упомянули сайты-клоны: суперсовременное явление, когда перекупщики делают сайты точь-в-точь как у ведущих столичных театров. Не отличить! Зритель уверен, что приобретает билеты на официальном сайте театра, и удивляется… ценам, которые, опять же, в 2-3, а то и в 4 раза выше исходных. Налоги такие «предприниматели», естественно, не платят. Более того, несколько участников заседания попадались на такие уловки и сами приобретали билеты таким образом.

Не менее эмоционально Крок обозначил проблему новых правил закупок, введенных Департаментом культуры города Москвы. Любая покупка на деньги, которые заработал театр, должна быть согласована, нет финансово-хозяйственной самостоятельности, нет возможности приобрести самостоятельно ничего, вплоть до нескольких букетов цветов на премьеру и туалетных ершиков с бумагой. Все приходится выносить на конкурсную процедуру и ждать согласования по 2-3 недели.

- Экономическое планирование и жизнь творческой организации - это разные науки, — обозначает Крок, — это приведет к тому, что директоры средних московских театров расслабятся в ожидании согласования. Будет стагнация, запущенность и внешний, и творческий упадок театров, неухоженность. Такого не было даже в эпоху застоя. Театр так жить не сможет. Директоры не вынесут этого упадка и начнут выводить закупки в автономные фонды и некоммерческие организации, чтобы просто приобрести туалетную бумагу в зрительские туалеты. Начнутся уголовные дела. А что делать?

По итогам заседания вопросы, естественно, не решили, но подняли и обозначили, что, собственно, и было задачей уважаемого собрания. В планах проводить заседания и уже решать обозначенные проблемы ежеквартально.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"