- Культура
- A
Фестиваль студенческих спектаклей стартовал в Москве
Из точки А в точку Б вышел… спектакль. Это шутка? Нет, в данном случае пункт А как отправная точка отсчета движения, не допускающего никакой мысли об остановке. «Точка А» — так называется фестиваль студенческих спектаклей, который стартовал в Москве.
Что такое студенческий спектакль? Это постановка, в которой играют не профессиональные актеры, а те, кто ими вот-вот станет, — студенты театральных вузов. Но не только это определяет суть: именно студенческие работы формируют и оттачивают мастерство, а сами спектакли могут со студенческой сцены перейти на профессиональную — таких примеров история отечественного театра знает несколько. Например, «Вечно живые» в Школе-студии МХАТ стали фундаментом будущего «Современника», а с «Бедного человека из Сезуана» началась «Таганка» Юрия Любимова. «Мещанин во дворянстве», в начале 60-х поставленный в «Щуке», и «Зойкина квартира» там же, но в конце 80-х, уверенно вошли в репертуар Вахтанговского театра. Так что образцы высокие, есть куда стремиться.
На фестивале «Точка А» пока таких прецедентов не было (слишком малый срок, проводится второй год подряд), но амбиции высоки. Свои спектакли уже показали ВГИК («Ромео и Джульетта»), Воронежский театральный институт («Кровавая свадьба»), Саратовская консерватория («Шукшин Ва.М.»), Петербургская театральная школа. А вот спектакль, который показал ГИТИС, вполне может претендовать не на короткую жизнь. Почему?
Во-первых, «Вас вызывает… Таймыр» — комедия. Во-вторых, комедия положений и, в-третьих, поставленная и сыгранная по канонам жанра. В-четвертых, и это самое, пожалуй, опасное место, — есть киновоплощение пьесы 1947 года Александра Галича и Константина Исаева, с которым все этот студенческий спектакль вольно-невольно будут сравнивать. А уж есть с чем — в советской картине 1970 года режиссер Алексей Коренев собрал блистательный состав: Евгений Весник, Юрий Кузьменков, Инна Макарова, совсем молодые Евгений Стеблов и Елена Коренева (кстати, дочь режиссера) и другие разыграли на экране веселую историю, приключившуюся с простым командировочным товарищем Дюжиковым, приехавшим в столицу нашей родины с далекого полуострова Таймыр.
У него задача — достать, выбить, согласовать, найти, убедить… словом, сделать все возможное и невозможное для тех, кто старается какой-то там полуостров превратить в лучшее место на земле. Для этого ему нужно обойти и оббегать множество министерств, организаций — все расписано по минутам. А тут, понимаешь, звонок с Таймыра надо ждать. Ожидание затянется на неопределенное время, и в него окажется втянутым большое количество людей, будут решаться судьбы, что создаст массу перипетий и комических ситуаций. Вот такую историю рассказывают студенты ГИТИСа в Мастерской Евгения Лазарева.
На сцене силой мысли известного художника Виктора Шилькрота, который не пренебрег студенческой постановкой, воссоздан номер в гостинице «Москва», ныне известной как отель Four Seasons. О пятизвездочном будущем гостиница «Москва» после войны, разумеется, не мечтала. Она хотя и считалась статусной, в двух шагах от Красной площади, но номер в середине прошлого века там могли делить сразу несколько приезжих. В одном из таких номеров оказалось четыре человека разных возрастов и профессий, которых разбудил ранний звонок с Таймыра. Ну а дальше Галич и Исаев, использовав звонок, накрутили гостиничных приключений, полных путаницы, случайных совпадений, песен/плясок, абсолютно лишенных какой бы то ни было идеологии, социальности. За что, кстати, комедия после выхода в свет свое получила за безыдейность. Но сборы по стране эта безыдейщина делала феноменальные. Первую постановку в Ленинградском театре комедии осуществил Эрнст Гарин, а в московской Сатире — Андрей Гончаров. Свою первую роль в комедии сыграла Ольга Аросева.
— Товарищ, это же Таймыр!!! — кричит командировочный Дюжиков. Неведомый край объединял, влюблял, знакомил. Всё в конце концов хорошо кончится, но чтобы дойти до финала, надо сыграть комедию положений, что не всяким профессионалам удается. А тут — студенты, пусть и выпускного курса, с жанром сложным, коварным, который в любой момент может свалиться в пошлость. Но, похоже, спектаклю режиссера Сергея Пасельского (сейчас он декан факультета режиссуры) это не грозит.
С первой сцены он задал скорость действию, которое только набирало обороты. Режиссер жестко выстроил мизансцены, не допускавшие пауз, имеющихся в новой версии названия — «Вас вызывает… Таймыр». Вместе с молодыми исполнителями разработал характеры персонажей, не убоявшись дать им такую опасную краску, как гротеск. Словом, студенты оказались в ситуации более экстремальной, чем персонажи пьесы.
А гротеск — дело тонкое, и у того, кто работал с этой краской аккуратно, получилось создать выразительный образ. А для кого гротеск и глагол «жать» слова-синонимы, рано или поздно сваливается в карикатуру, которая этой веселой пьесе совершенно противопоказана. Но справедливости ради стоит признать, что таких в спектакле оказалось раз-два и обчелся. Ребята были в своей игре заразительны. Первым номером здесь, как ни странно, совсем небольшая роль жены Кирпичникова (Светлана Запрягаева), ее супруг, директор филармонии, в исполнении Ярослава Радыгина, Дарья Авдеева (Дуня Бабурина) и Маргарита Вельминскина (Люба Попова), Маша Лунинец (дежурная по этажу) и Алина Домнина (пожилая аккомпаниаторша в буклях). Зал хохотал над ее реакциями невпопад, но это как раз тот случай, когда зрительская поддержка не всегда благотворно сказывалась на этой, в сущности, небольшой работе.
Обаяние «Таймыру» добавляла музыкальность, заложенная в пьесе, — в номер то и дело врываются артисты разных жанров, чтобы показаться директору филармонии, за которого они принимают командировочного с Таймыра. И несмотря на два финала именно музыкального характера, «Вас вызывает… Таймыр», безусловно, заслуживает высокой оценки и с точки зрения понимания, что такое ритм в комедии, и ансамблевой игры.
А если вернуться к истории постановки этой почти водевильной истории, то спустя десятилетия с нее смело можно снять штамп «безыдейная». Он был продиктован банальной завистью советских писателей к успеху постановки в театрах, а не отсутствием там каких-то ценностей. Напротив, обратная, ненавязчивая сторона старой советской пьесы заключена в романтизме товарищеской поддержки и взаимовыручки. Что в наше время конченого индивидуализма звучит особенно актуально.
Написать комментарий