Мейерхольду — 150: он построил новый театральный мир

В Центре «Зотов» совместно с Бахрушинским музеем сделали выставку, приуроченную к 150-летию Всеволода Мейерхольда, советского режиссера, храбреца, который протоптал свой собственный путь в театральном мире и пошел против Станиславского. Как Мейерхольд за два года реформировал театр, узнал.

Принцип организации выставочного пространства — два кольца и «шайба» в центре, которые катают своих посетителей на машине времени. Форма круга, кольца — это архитектура самого «Зотова», а еще, по приятному совпадению, важная фигура и для режиссера:

Круг по «шайбе» прокатит по жизни Мейерхольда и позволит прожить вместе с ним важнейшие события из его биографии от рождения в 1874-м году до гибели в 1940-м. Понимание творческого пути режиссера объясняет, почему на выставке сосредоточились всего лишь на конструктивистском периоде: жизнь Мейерхольда была пестрой, вехи в его биографии настолько разнообразные, что каждая достойна отдельной выставки. Сам режиссер своему секретарю говорил: «Я неуязвим для критики, я слишком быстро движущаяся мишень».

Малое кольцо — портал в 1922-1924 годы, когда режиссер увлекся конструктивизмом и биомеханикой. Об этом периоде и повествует выставка. Газеты того времени трубят: новый государственный строй, новые технологии — кругом одна сплошная механизация труда (да и всего!), а значит, и человек тоже должен быть новым, другим. Мейерхольд тоже увлекся новаторскими идеями. Да и «старый» театр, система Станиславского казались ему неактуальными. В противовес культу «переживания» актерами Мейерхольд предложил отталкиваться от реакции тела на события, назвав свое нововведение биомеханикой. Проще говоря, Станиславский считал, что актер должен идти изнутри, от эмоциональных переживаний, а Мейерхольд пошел от внешнего к внутреннему — сначала реакция физическая, затем психологическая. Свобода творчества по Мейерхольду обусловлена детальным знанием возможностей своего тела. Вполне логичная и ожидаемая ответная реакция искусства на происходящее в мире. Механизация жизни — механизация тела. По большому счету, биомеханика — это система упражнений, которые помогают телу человека выполнить любое актерское задание и усилить воздействие на зрителя. Мейерхольд, будучи мечтателем, грезил внедрением упражнений из биомеханики повсеместно, даже на заводах и в армии, чтобы новый советский человек не тратил лишние силы и совершал лишь те движения, которые способствуют выполнению производственной задачи. Как выглядела биомеханика в актерской практике, показывают в «малом кольце».

Реконструированные костюмы и мебель-трансформер. Фото предоставлено пресс-службой Центра "Зотов"

Большое кольцо проводит зрителя по истории конструктивистского театра Мейерхольда, который нашел свое воплощение в пяти спектаклях.

- Музеефицировать театр невозможно, — комментирует научный консультант выставки Вадим Щербаков, — от театра остаются разрозненные следы, по которым можно представить себе, каким был спектакль, но надо прикладывать много фантазии. Мы очень постарались сделать так, чтобы для зрительской фантазии были правильные толчки.

«Великодушный рогоносец» — классический образец конструктивистского театра. Тут важно держать в голове тот факт, что Мейерхольд в этот период решает «раздеть» театр, убрать всевозможные «устаревшие» украшательства. В этом ему помогла Любовь Попова, художница-конструктивист, которая сделала для этого спектакля вертикальную установку вместо декорации, которая, в общем-то, ничего не изображала, не была никак задекорирована и лишала сцену образности. Артисты на такой сцене, «плывущей на пароходе современности», тоже оказались «голыми» — спрятаться им было негде (костюмы у них, конечно же, были). Стены и кулисы. Все! Зато зрителей ничего не отвлекало от актерской игры — а она была зрелищной. Спектакль — это механизм (в век-то механизации!), актер в нем — винтик, который то и дело вращается на сцене, выполняя акробатические трюки, а сцена — это завод. Сама пьеса «Великодушный рогоносец» бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка по своему содержанию довольно пикантная: ревнивый муж вынуждает свою жену изменять ему со всеми жителями их села — только так он успокоится. А воплощение трагикомического фарса на сцене — в духе времени, конструктивистское.

Из выставочных интересностей особенную ценность здесь представляет реквизит к спектаклю. Например, маску героини Стеллы из переплетенного картона реконструировали специально к выставке.

В разделе, посвященном «Смерти Тарелкина» гостей выставки буквально выводят на сцену — здесь реконструировали мебель, которую художница Вероника Степанова придумала вместо декораций. Мебель со своими фишками — это еще и реквизит для выполнения цирковых трюков. О веке механизации тоже забывать нельзя: эта мебель еще и трансформировалась!

Спектакль «Земля дыбом» вообще пошел по районам Москвы — театр вышел на улицу и гастролировал по столичным паркам и скверам. Аналогично задумывались и два предыдущих спектакля: их декорации были задуманы так, чтобы их легко можно было переместить и расположить в любом месте. Но выйти за пределы здания театра посчастливилось только «Земле дыбом». Фишкой этого раздела выставки являются рукотворные титры для проецирования на экран, которые создала Любовь Попова — в этом заключается новаторство и самой постановки, где впервые использовали проекционный экран. Внешне это напоминает кинотитры, но текст там — названия эпизодов спектакля и революционные лозунги: «Владыкой мира станет труд!».

Темерин А.А. Титр для проецирования на экран. 'Владыкой мира станет труд'. Театр имени Вс. Мейерхольда. Фото предоставлено пресс-службой Театрального музея им. А.А. Бахрушина

Биомеханику на сцену вывел спектакль «Даешь Европу», правда здесь это было не упражнение в рамках обучения актеров, а часть постановки, что стало символом краха конструктивизма. А еще «Д.Е.» впервые в советской России вывел на сцену джаз-бэнд. По сюжету он символизировал мир Европы, который был противопоставлен миру Советов, был символом, критикующим чужеродный режим. Но… «чужие» очень полюбились советским зрителям.

Закрутили так закрутили: закольцовывает выставку во всех смыслах зал, посвященный спектаклю «Лес», где Мейерхольд вернулся к тому, от чего пытался уйти — к образности, присущей профессиональному театру. Но режиссер не был бы собой, если бы сделал это на сто процентов. Отказаться от конструктивистских идей в полной мере ему не позволил художник спектакля Василий Федотов, который сделал вместо декораций конструкцию — лестницу-дорогу, которая спускалась прямо в зрительный зал. А сам Мейерхольд впервые решил собрать обратную связь от зрителей и стал проводить анкетирование после спектакля, а еще ввел систему записи реакций публики, чтобы в дальнейшем вносить изменения в спектакль, основываясь на отзывах людей. С каких кругов выставки начать осмотр, решить может сам зритель. От «шайбы» пойдешь — увидишь конструктивизм как небольшую, но важную часть биографии Мейерхольда. От большого кольца пойдешь — удивишься, каким большим и насыщенным был маленький двухгодичный конструктивистский период в жизни режиссера.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"