- Культура
- A
Птица Сирин на Суздальском кремле: гостям напомнили о сказках Владимирской земли с помощью видеомэппинга
Птица Сирин с женским лицом летит над переливающимися узорами — из сказки в сказку, встречая то Василису Прекрасную, то Финиста — Ясного сокола, то богатырей. 18-минутный сюжет разворачивается на стенах древнего Суздальского кремля, знаменуя переход в следующее для города тысячелетие. Юбилейный год Суздаль открывал накануне Нового года тоже аудиовизуальным шоу, только посвященным святой Евфросинии, которая защитила город от войск Батыя.
Суздальский кремль считается самым древним строением в городе: археологи датируют крепость Х веком. Хотя, конечно, веками он менялся и достраивался, образуя ансамбль. Архиерейские палаты, например, где сейчас свои выставочные проекты показывает Владимиро-Суздальский музей-заповедник, строились и перестраивались с XV по XVIII век. К 1000-летию город отреставрировал комплекс и вдохнул в него новую жизнь, устроив на новогодние праздники красочное аудиовизуальное шоу на стенах трех главных зданий архитектурного ансамбля кремля — Рождественского собора, Архиерейских палат и Никольской церкви. Тем самым открыв год 1000-летия города. Теперь на том же гигантском «полотне» площадью 1800 кв. м представляют новый спектакль, где в главной роли сама Сказка, которая предстает в образе птицы Сирин.
«Повсюду ей указывали на дверь и закрывали окна. И когда в который раз Сказку прогнали, она уже была готова разбиться на тысячу маленьких историй…» — такой зачин слышится на фоне распускающихся на стенах узоров малахитовых оттенков, созданных мастерами из творческой династии Молодкиных (Денис, Даниил и Полина). 79-летний Владимир Молодкин, один из самых известных художников мстерского промысла (заслуженный художник России, дипломант Академии художеств, призер отечественных и зарубежных выставок декоративно-прикладного искусства), помогал своим сыновьям и внучке советом. Авторы вдохновлялись произведениями из коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника, ивановским текстилем, владимирским шитьем, творчеством Ивана Билибина и Александра Бенуа, русскими сказами и, конечно, мстерской лаковой миниатюрой. То есть они пересматривают старинный промысел с 500-летней историей, соединяя его с новыми технологиями и мотивами творчества художников рубежа ХIХ–ХХ веков.
Сказка тоже новая, но в ней встречаются хорошо знакомые каждому былинные герои. Сюжет синонимичен истории Суздаля, ведь птице-сказке за 18 минут действа предстоит преодолеть множество испытаний, оказать помощь попавшим в беду героям и сразиться со злым змием. Волшебство, конечно, победит. Суздаль за свою 1000-летнюю историю переживал периоды расцвета и упадка, но к юбилею заметно преобразился. И речь не только о реставрации исторических объектов, но и о создании новых точек притяжения. Сейчас в городе можно увидеть и искусство с многовековой историей, и современное. Например, по всему городу развернулся проект Ирины Затуловской «Суздаль. Портрет»: в нем задействовано около 30 площадок, включая Суздальский кремль, Аптекарский огород, швейную фабрику и хлебозавод, пространство полуразрушенной ГЭС на Нерли. На днях стартует фестиваль «Сенокос», в галерее «Ларец» готовится выставка Вовы Перкина, в следующем году собираются открыть музей уроженца Суздаля Алексея Гастева, который в начале ХХ века перевернул представления об организации труда и рабочего времени, а еще был неординарным поэтом. Проект аудиовизуального шоу «Свет Суздаля. Сказки земли Владимирской» встраивается в большую историю по созданию нового образа города как экспериментальной арт-лаборатории. Так, волшебная история на стенах Суздальского кремля шире одного спектакля, который можно будет наблюдать каждый вечер вплоть до начала сентября.
Написать комментарий