- Культура
- A
Фильм, открывавший Каннский кинофестиваль, стал короче на восемь минут
Весьма скоро фильм, открывавший в мае Каннский кинофестиваль, дошел до наших экранов. Вслед за картиной «Даааааали!» французского режиссера Кантена Дюпье о Сальвадоре Дали вышел его «Второй акт» - кино о кино, где функции режиссера исполняет искусственный интеллект.
Накануне мировой премьеры Кантен Дюпье, а он не только режиссер, но и музыкант, известный под именем Mr Oizo, сделал заявление для прессы, в котором говорилось о том, что день, когда его шестой за четыре года фильм открывает Каннский кинофестиваль, ему хочется промолчать. «Не от усталости или претенциозности, а просто потому, что в этом полном диалогов фильме хорошо подобранными словами сказано все, что я хочу сказать. На мой взгляд, было бы бессмысленно слушать, как режиссер и его актеры перефразируют фильм, в котором все и так говорится в реальном времени. «Второй акт» абсолютно ничего не скрывает!», - тем не менее сказал режиссер.
Многие прохладно приняли картину на фестивале и написали сдержанные отзывы. Аннотация, предворявшая ее появление, оказалась под стать тому обману, каким является и сам фильм.
С одной стороны, все так, как и говорилось. Флоранс хочет познакомить Давида, в которого влюблена, со своим отцом Гийомом. Но Давиду не нравится Флоранс, и он хочет поскорее избавиться от нее, бросив в объятия своего друга Вилли. Все четверо встречаются в ресторане в глуши. С другой стороны, история совсем не об этом. Она об актерах, которые снимаются в кино, а все, что выше сказано, относится к их персонажам. Не к ним.
Пикантность ситуации в том, что режиссера на съемочной площадке нет. Есть некий голос, некто невидимый, управляющий происходящим откуда-то сверху, словно Господь Бог с небес. Он подает сигналы и указания. Актеры немного нервничают, но продолжают играть в эту игру. Они давно и ко всему привыкли.
Ситуации возникают абсурдные. Поскольку это кино в кино, то герои фильма и сценария, созданного искусственным интеллектом, уживаются с теми, кто их играет, Реальные актеры – Леа Сейду, Венсан Линдон, Луи Гаррель, Рафаэль Кенар - справляются с этим виртуозно. Все не так уж пресно, как кому-то показалось. Комизм в том, что реальная жизнь переплетается с вымышленной. Есть эпизоды, где одни актеры находятся в образе своих героев, а другие успели выйти из него. Возникает путаница, которую сложно сыграть так, чтобы окончательно заинтриговать зрителей.
Фильм ироничный по отношению к кино как таковому, тщеславию и доверчивости актеров. Сам Дюпье сказал, что высмеивал почти всех, включая себя.
Диалоги смешные, они как игра в пинг-понг. И многие из них - на злобу дня. Двойное существование, по сути две роли на одного актера, когда нужно входить и выходить из образа, требует мастерства по системе Брехта.
Начинается история с того, что Луи Гаррель (он и его герой Давид, практически парой) идет со своим приятелем, которого отлично играет Рафаэль Кенар («Париж, 13 округ», «Жанна Дюбарри», «Шрамы Парижа»). По дороге он уговаривает его приударить за своей девушкой, от которой он устал. Тот не понимает, к чему вся эта кутерьма. Неужели девушка так уродлива, что срочно надо от нее избавиться. Но Флоранс – красавица, просто Давид ее не любит. Но Вилли чувствует подвох, начинает подозревать друга в сомнительных наклонностях. Все это забавно сделано.
Происходит встреча с девушкой, которую играет Леа Сейду. Трудно представить, что найдется мужчина, которому она могла бы быть в тягость. Ее отца играет Венсан Линдон, и ему (отцу) совсем не хочется знакомиться с парнем, в которого влюблена его дочь. В ресторане четверка вступает в перекрестный диалог. Приятель условного жениха начинает выполнять задание по охмурению Флоранс.
Затем квартет вступает в игру с другими персонажами, с официантом (отличная работа Мануэля Жиллота), у которого трясутся руки, и он не может наполнить бокалы вином, делает несколько попыток, но все мимо. Почему так волнуется человек, выполняя, казалось бы, привычную работу? Да потому, что он впервые снимается в кино, о котором столько мечтал. Опять же, он не вполне официант, а человек, играющий его роль.
Герой Линдона не только исполняет функции отца под руководством искусственного интеллекта, но и разговаривает по телефону с агентом, получает предложение поработать с американским режиссером Уэсом Андерсоном. От этого он теряет голову. То, что все это исходит от актера номер один французского кино, интеллектуала, дает двойной эффект. Его герой хвастается перед своими партнерами по площадке. Еще ничего нет, только намерения, а он грезит совсем о другой жизни. Французское кино теперь кажется ему провинциальным.
Прелесть фильма еще и в том, что идет он всего 1 час 20 минут, а в русской версии минут на восемь короче оригинала, показанного в Каннах. Теперь многие вспоминают, что же из него вырезали и почему, ведь это же художественное высказывание, и существуют авторские права.
Выясняется, что убрали какие-то реплики, на которые, возможно, многие и не обратили внимания в Каннах, читая скупые английские субтитры. Говорят, что исчез финальный поцелуй Линдона. Что это за поцелуй? И кто целовался – Гийом или актер, который его играл по сценарию? Всерьез или шутки ради? Какую угрозу в нем узрели цензоры? Как известно, Венсан Линдон – один из главных любовников Франции, и не только на экране. Им увлекались не только знаменитые актрисы, но и представительницы знатных семей, особы королевских кровей. Очевидно на этом и сыграл Дюпье вместе с ИИ, доведя ситуацию до абсурда, который не все у нас смогли должным образом оценить. Восемь минут отправлены в бан.
Написать комментарий