Городской фестиваль раскрыл таланты жителей Выксы и напомнил об истории здешних мест

«Выкса-фестиваль», несколько лет назад называвшийся «Арт-овраг», прошел в 13-й раз. Первое знакомство с современным искусством у местных жителей энтузиазма не вызывало. Некоторые особо раздражающие арт-объекты были уничтожены. Понадобилось время, чтобы в процесс формирования новой культурной среды втянулись не только молодые, но и взрослые жители Выксы.

Три жарких летних дня были наполнены погружением в жизнь небольшого города и его активных жителей. Тема нынешнего фестиваля «Вы откуда и куда?» была предложена куратором и культурологом Юрием Сапрыкиным.

В здании городской гимназии на время расположился, заняв три этажа, «Институт летания» им. Александра Васильевича Сухово-Кобылина - того самого, который написал «Свадьбу Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». Действо под названием «Сочинение будущего» поставил режиссер Борис Павлович в компании с драматургом Элиной Петровой. Задействовано в нем несколько десятков жителей Выксы разного возраста. Почему Выкса оказалась такой передовой в области космических технологий? Да потому, что в ней жил в XIX веке драматург Сухово-Кобылин.

В основу спектакля легли его идеи, простиравшиеся до звезд. Он написал несколько философско-мистических сочинений, и теперь силами местных жителей они были проиллюстрированы. В «Институте летания» исследуют галактики, выходят на связь с представителями внеземных цивилизаций. Апофеоз действа – полет в космос.

Сцена из спектакля «Сочинение будущего»

Зрители перемещаются по этажам, знакомятся с самыми неожиданными героями, например, с инженером и архитектором Владимиром Шуховым. В 1897 году он построил на местном металлургическом заводе цех с изогнутыми сетчатыми сводами, который сохранился до сих пор. Молодой и непрофессиональный актер играет Шухова, и зрители располагаются в его мемориальном кабинете, где почему-то внучка автора знаменитых ажурных башен беспрерывно моет посуду. В соседнем помещении можно послушать лекцию настоящего ученого Николая Субботина о Сатурне. В зале заседания ученого совета обсуждали важные проблемы дети в футуристических и отчасти клоунских костюмах. В столовой можно поговорить с пришельцами. Все это отчасти напоминало проект DAU в его безобидном, детском варианте.

Правнучка Сухово-Кобылина — Нина Холодова.

Самый любопытный персонаж - правнучка Сухово-Кобылина. Ее зовут баба Тоня. Она на пенсии, но когда-то работала в Институте летания. А сыграла ее талантливая местная жительница Нина Васильевна Холодова, оказавшаяся профессиональной актрисой и преподавателем местной школы искусств. Рекомендую всем режиссерам. Баба Тоня отправляет внуков среднего школьного возраста рыть картошку, а они попадают в другое измерение - – завешенное фольгой темное пространство. И там на глазах у зрителей детям учиняют допрос какие-то военизированные существа. Но баба Тоня способна решить любые вопросы. В финале она появляется с лопатой и участвует в феерии, предвосхищающей вылет в космос. Это гимн миру и всеобщему счастью. Гигантские разноцветные шары символизируют планеты. «Мы не должны быть праздными пассажирами. Мы экипаж», - обращаются к нам авторы проекта и те, кто отвечают за наш сказочный полет. И мы должны помнить напутствие Сухово-Кобылина о необходимости беречь планету. На этом нас и выпроводили из Института летания со словами: «Просим оставить нас. Мы продолжим исследования».

Перед стартом в космос.

В культурном центре «Волна», напоминающем постройки знаменитого финского архитектора Алвара Аалто, а на самом деле, созданном под влиянием японских коллег, проходят выставки. Одна из них - «Теперь ты здесь не местный». 16-17-летние местные ребята представили свои инсталляции, видео и цифровые работы, выполненные под руководством московских кураторов в течение года. Все они очень личные и связаны с семейными реликвиями, навеяны уходом отца и бабушкиными раритетами. В ход пошли старый шкаф, теперь наполненный куклами, воспоминаниями о близком человеке, от которого остался компьютер с базой данных.

Один из юных участников Роман Ульянов рассказывает: «Я очень люблю Выксу и ищу себя в городе и город в себе». На вопрос, чем он хочет заниматься дальше, ответил, что хотел бы стать куратором в Выксе. Свой город он чувствует на уровне звуков, как музыку, говорит, что звук падающих труб и металла преследует тебя постоянно. Кажется, что в городе идет трубопад, особенно по ночам, когда наступает тишина, и всегда можно услышать гудок поезда и стук колес, но вокзала не видел никто. После таких слов начинаешь прислушиваться к городу.

Инсталляцию Романа сопровождает авторская брошюра, в которое есть слова: «Мы – дети завода. Наши мысли воспитаны руками заводчан и заводчанок. … Разбуди нас – мы как отче наш расскажем, что у нас производят колеса и трубы, колеса и трубы, колеса и трубы». Выксунцы, по его словам, подобны соснам. Они никуда не торопятся. И всякий странник, пытающийся угнаться за жизнью, оказавшись в сосновом городе, мгновенно перестает бежать.

Есть тут и урана агрессии. Человек должен помочь себе справиться с тревогами. Для этого надо написать на листе бумаги все, что не дает покоя, бросить его в урну и таким образом изжить беспокойство.

Местные подростки рассказывают, что в Выксе снесли Родину. Что бы это значило? Оказывается, там снесли одноименный кинотеатр, и это для многих большая потеря. В их работах много нерва.

Рядом с работами ребят расположилась инсталляция «МММ: Маленький Мемориальный музей», созданный резидентом «Волны» Юлией Шафаростовой. Она сразу предупреждает, и это зафиксировано на стене: «Зритель, запомни! Ответственность за увиденное лежит на тебе, твоей бабушке, продавце с «Авито», кладбищенской оградке и случайно найденной книге». Многое, из того, что здесь представлено, найдено буквально под ногами или специально приобретено. Это предметы, выпускавшиеся когда-то на местном металлургическом заводе – грабли, гвозди, коньки, изделия, производившиеся в Выксе во второй половине прошлого века.

Вилы Юлии Шафаростовой

Агитационные атрибуты СССР ассоциируются у художника с ритуальными. Поэтому старые вилы лежат как покойник на красном ложе в саркофаге. К ним прилагаются ритуальные красные гвоздики. Опустив руку в тактильную витрину, можно как перчатку натянуть красный бархат и потрогать кусок шлака. Есть тут и музейные вещи. Зрителю предлагается угадать, где подлинник, а где имитация.

Мощным фестивальным аккордом стало двухчасовое действо «Призраки опер» («Сон о пропавшем театре») в старинном городском парке, где 200 лет назад располагался усадебный театр. Худруком спектакля стал Петр Айду, музыкальным руководителем - Григорий Кротенко, а режиссером - Елизавета Мороз. В тот вечер прозвучали фрагменты опер, которые ставили когда-то в Выксе. Они перемежались выходами композитора Николая Афанасьева, в прошлом капельмейстера Выксунского театра, от лица которого выступал актер Виталий Коваленко. Он зачитывал воспоминания своего реально существовавшего героя о его службе у владельца Выксунских металлургических заводов Ивана Шепелева, у которого была одна страсть – опера.

Однажды во время спектакля, где присутствовал Шепелев, на заводе случился пожар. Афанасьев не знал, как отвлечь хозяина от любимого занятия и сообщить о возгорании. Тогда шла опера «Морской разбойник Цампа, или Мраморная невеста», с которой и начался вечер призраков в современной Выксе.

В парке специально выстроили сценическую площадку, на которой спиной к зрителям располагался оркестр «Персимфанс» и вокальный ансамбль Intrada. А над их головами появлялись солисты музыкальных театров России, выглядевших так, как могли выглядеть их далекие предшественники. Прозвучали партии из опер «Дон Жуан», «Волшебный стрелок», «Роберт-Дьявол» и других некогда исполнявшихся в оперном театре во времена промышленников Баташевых и генерала Шепелева. Самая поразительная сцена была в эпилоге, когда вдалеке запел приближавшийся к сцене Большой выксунский хор. Это были самые обычные люди разного возраста, вплоть до маленькой девочки, одетые в современную повседневную одежду. От растворенности их голосов в летнем небе захватывало дух. Хор исполнил песню из фольклорного собрания Афанасьева и вместе с солистами запел «Не бушуйте, ветры буйные».

На память Выксу можно было увезти с собой в стеклянной банке. Ее словно законсервировали и выставили на всеобщее обозрение в пространстве «Оранжерея». Предлагалось на выбор любое время года. Берешь банку, встряхиваешь, и в ней начинается жизнь. Только дом на дне сохраняет позиции. Он то покрыт снегом, то золотой листвой, то отливает летним дождем. Банки «Выкса» придумал питерский художник Павел Плетнев, работающий в урбанистическом направлении. В этот раз он законсервировал в банках свои воспоминания о Выксе.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"