Золотой век чародея танца: Махмуду Эсамбаеву исполнилось бы 100 лет

В мире не так много имен, которые произносят с обязательной приставкой «великий». В пантеоне таких легенд был и остается Махмуд Эсамбаев, которого называли гением и чародеем танца.

Он ушел из жизни в январе 2000-го — как принято говорить, в самом расцвете сил. А 15 июля 2024 года Махмуду Алисултановичу исполнилось бы 100 лет.

Я имел счастье общаться с маэстро в студенческой юности, хотя и недолго. Обычно он шествовал в окружении друзей и поклонников: высокий и статный, в приталенном пальто с собольим воротником, элегантном костюме и щегольских туфлях. Подходить к нему я стеснялся даже после знакомства. Вдруг не узнает меня? Ведь всех почитателей и поклонников не упомнишь!

Так думал я, но так совсем не думал он. Махмуд каждый раз улыбался при встрече и приветливо кивал. Находил возможность оказать знак внимания молодому студенту, несмотря на свой высокий статус, мировую известность и славу. Не то что нынешние «мегазвезды», к которым даже на кривом «Майбахе» не подъедешь...

Бари Алибасов вспоминал, что во время американских гастролей Эсамбаева весь месяц в Карнеги-Холл были аншлаги. Встречи с чародеем танца искали ведущие политики, писатели, звезды мирового кино. С кем-то он был знаком лично — к примеру, с кубинским лидером Фиделем Кастро или знаменитым писателем Эрнестом Хемингуэем. А с кем-то даже дружил много лет, как с выдающимся итальянским певцом Робертино Лоретти или французскими кинозвездами Жаном Марэ и Жераром Филиппом. Достаточно сказать, что уникальную фигуру Махмуда Эсамбаева запечатлели в своих работах Пабло Пикассо, Сальвадор Дали и другие великие мастера. А премьер-министр Индии Индира Ганди подарила ему сценический костюм с сотнями драгоценных камней, в том числе бриллиантов. Говорят, эти бесценные шедевры пропали в 90-е годы во время военных событий в Грозном…

Махмуд Эсамбаев был не только великим артистом, но и выдающейся личностью. Его остроумие, изящество и легкость общения отмечали все, кому довелось хотя бы раз оказаться в его компании. Певец и композитор Юрий Антонов говорит в своем интервью, что в скромной однокомнатной квартире Махмуда в центре Москвы никогда не закрывались двери: гости шли и шли, чуть ли не группами. И для каждого он находил время, чтобы выслушать или помочь, если требовалось. Никого не забывал и ни с кем не прерывал однажды сложившихся отношений. «Души и доброты был невероятной», — так отозвался Юрий Антонов о своем друге Махмуде.

— Я служил в спортроте в Новороссийске, — рассказывает выпускник журфака МГУ, бывший главный редактор «Объединенной газеты» Сайд-Хамзат Гериханов. — Летом начались гастроли Эсамбаева. По своей наивности я поделился с сослуживцами, что мы с Махмудом из одного чеченского села — Атаги. И вообще, знаменитый танцор — друг моего отца, не раз бывал в нашем доме, что было правдой. «Давай тогда на концерт сходим! — начали агитировать ребята. — Это же друг твоего отца».

И вот подошли мы к зданию городского театра — в своей армейской одежде, в кирзачах. Билетов в кассе нет, как и денег в наших карманах. Да и откуда у солдат деньги? Я подумал: все, конец моей бесславной миссии.

Через некоторое время подъезжает автомобиль «Чайка», из которого вышел Эсамбаев в изящном светлом костюме. Его сразу же обступили десятки людей, шумят, галдят — не подойдешь! Махмуд оглядел всех, в том числе стоящих в стороне, и, буквально выцепив меня из этой толпы, жестом подозвал к себе: «Почему не заходишь?»

Я сразу признался, что билетов нет. К тому же здесь со мной друзья-сослуживцы.

«Заведите всех! — скомандовал Махмуд, обращаясь к организаторам. — И посадите на первый ряд».

Администратор от растерянности аж взмок. Целая футбольная команда, одиннадцать человек. Куда их?! «Там ни одного места, — пытался он ответить. — На переднем ряду цирковые артисты-лилипуты!» «Ничего страшного, — парировал Махмуд, — посидят вместе с солдатами».

…Через много лет они встретились на официальном мероприятии в Москве, причем за одним столом. Сайд-Хамзат решил напомнить про тот комичный эпизод и еще раз поблагодарить за приглашение всей компании на концерт. «Я помню, — ответил Махмуд. — Это же ты сидел на первом ряду с лилипутами на коленях…»

Его называли «человек-праздник» за редкое умение создавать вокруг атмосферу легкости, веселья и доброты, хотя самого жизнь не очень баловала. Видимо, в эти минуты он и сам заряжался положительной аурой. Таким же позитивным оставался Махмуд в семье — в общении с супругой Ниной Аркадьевной, дочерью Стеллой и внуками.

— У нас всегда было приподнятое настроение только от того, что он дома, — рассказывала автору этих строк Стелла Эсамбаева. — Не помню, чтобы мы унывали, когда оставались вместе. Если папа рядом, вокруг радостная атмосфера. Знаете, он был очень легким человеком, с огромным чувством юмора.

Как-то группу российских артистов во главе с Махмудом Эсамбаевым — президентом Международного союза деятелей эстрады — пригласили в Баку на юбилей легендарного Полада Бюльбюль оглы.

— Кажется, еще недавно мы поздравляли здесь отца Полада — знаменитого Бюльбюля, — начал Махмуд, — а сейчас празднуем полувековой юбилей самого Полада. Чтобы новоиспеченный «аксакал» не забывал о быстротечности жизни, я привез ему красивую кавказскую папаху…

Полад решил поддержать старшего товарища шутливой репликой:

— Махмуд, папаха на вашей голове еще лучше!

Эсамбаев сделал паузу, снял свою высокую каракулевую шапку и бросил в сидящего напротив Полада со словами:

— На, держи! У меня и голова лучше!

В зале раздался гомерический хохот.

Махмуд не раз признавался, что, выходя на сцену, никогда не знал заранее, о чем будет говорить с публикой в перерывах между танцами. Мысли и слова возникали неожиданно. Поэтому все его выступления — импровизация и экспромт. Увлекательные рассказы из богатой артистической жизни, веселые истории, дополненные фантазией самого рассказчика, нравились публике именно своей неповторимостью и новизной. Любую сложную ситуацию, любую драму он одной-двумя фразами мог обратить в шутку, снимая напряжение публики и поднимая ей настроение.

Однажды в оперном театре в Ереване проходил торжественный концерт. Выступающие долго рассказывали о драматической судьбе армянского народа, который веками стонал под игом великих империй. Когда Махмуду дали слово, он подошел к микрофону и с серьезным видом произнес:

— Как никому другому понятны мне боль и страдания армянского народа! Так как я сам более полвека продолжаю томиться под армянским игом…

Зал оперного театра буквально взорвался аплодисментами. В Армении каждый знает, что его супруга Нина Ханумянц — армянка по происхождению. Надо ли говорить, что дальнейший концерт прошел на ура!

А ведь в жизни и карьере Эсамбаева отнюдь не все было так легко и весело. В 16 лет он, выступая с концертной бригадой на фронте перед красноармейцами, получил тяжелое ранение. Затем — депортация в Среднюю Азию, куда он отправился вслед за родителями, хотя имел официальную бронь. Немного восстановив здоровье, продолжил карьеру в Киргизском театре оперы и балета.

В 1957 году принял участие в Фестивале молодежи и студентов в Москве, где выиграл все главные призы и получил три золотых медали. Его сразу включили в группу артистов балета, вылетающих на гастроли во Францию и на Американский континент. Кстати, это был первый послевоенный «десант» советских артистов за рубеж, среди которых выделялся высокий и изящный танцор с необычным «русским» именем Махмуд.

Его уникальные танцы вызывали восхищение иностранного зрителя. Больше всего молодой Эсамбаев поразил тем, что умудрился прямо во время гастролей освоить сложные латиноамериканские танцы, которым учат с самого детства и которые считаются чуть ли не ритуальными. Махмуд с коллегами исполняли их в каждом следующем городе, вызывая у публики шквал оваций. И это, конечно же, воспринималось как знак глубочайшего уважения к культуре народов Латинской Америки. Местные газеты писали: «Почему же, приезжая к нам, американцы видят только деньги, а вот советские звезды увидели нашу душу. Они исполнили наш народный танец «Хоропо» так, как танцует наш народ, и даже красивей и задушевней».

Интересные воспоминания самого Эсамбаева о прощальном концерте в Каракасе привел в своей повести Геннадий Пожидаев. «И вот мы выходим на сцену в национальных венесуэльских костюмах, начинаем их любимый народный танец. С первых аккордов все зрители встали и начали в такт аплодировать, а закончили мы под громовые аплодисменты. В зале будто голуби летали: женщины машут платками, мужчины — шляпами. Весь зал кричал: «Браво!», «Бис!», «Спасибо, рус!» Мы еще два раза повторили танец, после чего толпа в тысячу людей ринулась на сцену. Подняли нас, понесли в зал. И не было ни одной руки, которая бы к нам не тянулась. В зале стоял сплошной плач, и это передалось нам, и мы плакали. Живой человек не мог бы не заплакать от того, что здесь творилось. Потом мы раздавали автографы до 3 часов ночи, вереницы машин провожали нас в отель. Утром на аэродроме нашу группу провожали в Рио-де-Жанейро тысячи людей…»

К сожалению, закончить разговор на этой мажорной ноте не получается. За свою долгую творческую жизнь Махмуд Эсамбаев подарил миллионам столько радости, положительных эмоций и показал всему миру красоту нашего многонационального искусства. И, наверное, достоин того, чтобы его имя вспоминалось не только по круглым датам…

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"