«Словам Патриарха противоречит состояние иконостаса в Троицком соборе»

На днях «Троица» Андрея Рублева была перенесена в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, что взволновало искусствоведческое сообщество, ведь витрина, в которой находится древний образ, не похожа на климатическую. Никаких датчиков на ней не замечено, несмотря на заявление Лавры об обратном. Патриарх Кирилл на эти волнения ответил речью, где заявил, что «в храме иконы никогда не портятся». Однако этому высказыванию противоречат факты.

«В храме иконы никогда не портятся. Более того, были случаи, когда отбирали иконы в соответствующее (имеется в виду советское – авт.) время, помещали и в стерильные условия музеев, вокруг них были искусствоведы и реставраторы, и вдруг икона начинала заболевать. (…) Всё то, что написал Андрей Рублёв, находится в абсолютно нестерильной атмосфере... Люди на протяжении 400 лет чего только не делали: и двери открывались, и ветры, и мороз, и холод, и кашляли, чихали, дышали, а иконы жили. Но когда вы их забираете в искусственную среду музеев, то они начинают «болеть», – сказал Патриарх Кирилл.

Однако история свидетельствует об обратном. Та же «Троица» в начале ХХ века находилась в плачевном состоянии, образ потемнел, доски расшатались, живопись сыпалась. Реставраторы десятилетиями занимались расчисткой и консервацией иконописного шедевра. Благодаря их работе мы сегодня можем видеть живопись Андрея Рублева, а не поздние записи, которые были сделаны поверх первоначального сюжета.

Еще один известный пример – история Боголюбской иконы Божьей Матери, которая сейчас находится в идеальных, почти храмовых условиях Владимирского музея-заповедника. Реставрацией иконы ХII века занимались на протяжении всего ХХ века, а в 1990-х ее одну из первых вернули из музея в храм – в Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире. Музей заказал для нее специальную климатическую витрину. Однако на протяжении многих лет витрину забывали включать, рядом ставили цветы, отчего на иконе появилась плесень и усилились разрушения красочного слоя. В 2009 году Боголюбская богоматерь отправилась на реставрацию в катастрофическом состоянии – ее спасли реставраторы.

– Словам Патриарха Кирилла противоречит и состояние иконостаса в Троицком соборе, где теперь находится «Троица», – говорит специалист по древнерусскому искусству, доктор искусствоведения Лев Лифшиц. – На иконах учеников Андрея Рублева, созданные в 20-х годах XV века, наблюдается сгрибливание олифы, на них слои грязи и копоти, потемнение лака. И мы не знаем, в каком состоянии красочный слой под этой чернотой. Их давно бы пора проанализировать и придумать условия содержания. Но Троицкий собор их не выдает. Сделать специальные условия для одной иконы еще возможно, а для целого иконостаса – очень сложно.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"