«Остров мертвых» превратился на ярославской сцене в остров живых

Финальный концерт 16-го Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета собрал в Собиновском зале ярославской филармонии полный зал. В этот вечер вместе с маэстро на сцене играли звезды классической музыки – скрипач Вадим Репин и пианист Борис Березовский. Не обошлось без неожиданностей и сюрпризов. Открылся вечер мистической музыкой Сергея Рахманинова «Остров мертвых», написанной в 1909 году под впечатлением от одноименной картины Арнольда Бёклина.

Оркестр «Новая Россия» хоть и знает наизусть все заявленные на финальном концерте произведения – «Остров мертвых» Рахманинова, Первый концерт для скрипки с оркестром Чайковского и концерт №1 Прокофьева – собрался на репетицию в Собиновском зале еще днем. Перед тем, как прогнать весь материал, маэстро Юрий Башмет пообщался с журналистами за чашечкой кофе. Он рассказал, что в этом году успел побывать в разных небольших городах и селах Ярославской области и публика его потрясла. «Встречали как Пола Маккартни», – восхитился публикой маэстро. Накануне завершающего фестиваль вечера Юрий Башмет встретился и с губернатором Ярославской области Михаилом Евраевым, который тоже его поклонник. Договорились в будущем маштабировать фестиваль. Несмотря на то, что проект существует уже 16 лет, каждый год музыканты открывают для себя новые сцены, часто в скромных сельских ДК, и всегда уезжают под большим впечатлением. Так что на финальный вечер оркестранты во главе с дирижером выходили в приподнятом настроении. Начать им предстояло с мистического произведения.

Сложная, насыщенная переливами, как морская волна, музыка потекла сама собой. Сергей Рахманинов писал «Остров мертвых» под впечатлением от черно-белой репродукции картины Арнольда Бёклина, а позже говорил, что, если бы сразу увидел цветной оригинал, мелодия была бы другой. Симфоническую поэму отличают графичность, холодность и мрачность звуковой палитры. Это философское размышление о жизни и смерти сродни стихотворению Валерия Брюсова, который тоже обращался к картине Бёклина: «На годы набегают годы, / Не молкнет ровный стук минут, / И дни и годы, словно воды, / В просторы вечности текут». И все же, аидов пейзаж, с его зловещим «шелестом» скрипок и «ветром», рожденным звуками валторна, пронизан нежными нотками жизни. Сам Рахманинов говорил о своем сочинении: «Сначала — смерть, потом — жизнь».

Скрипач Вадим Репин на сцене

Следом играли Первый концерт для скрипки с оркестром Ре мажор Сергея Прокофьева, солировал Вадим Репин. Это тоже очень поэтическое произведение, которое, как некогда и очень точно говорил Давид Ойстрах, захватывает «свежестью лирических образов, ярким сказочным колоритом». Репин играл скрипичную партию так пронзительно, что публика долго не отпускала его и маэстро Башмета на антракт. Так что скрипач на бис сыграл неаполитанскую народную мелодию «Венецианский карнавал», которая в свое время стала очень популярна благодаря Никколо Паганини.

Пианист Борис Березовской

После перерыва – еще одно сказочное произведение, которое подчеркнуло общий посыл вечера: после самой темной ночи всегда наступает рассвет. Ярославцы последние недели живут в сложных ощущениях – здесь заблокировали GPS-навигацию из-за нарастающих акат украинских беспилотников, так что конфликт, который длится уже два года, теперь тут чувствуется как никогда близко. Надежда на возвращение к привычной жизни как никогда к месту. В финале концерта зрителей ждал концентр № 1 Петра Чайковского для фортепьяно с оркестром си-бемоль минор (сочинение 23). Солировал пианист Борис Березовский, который впервые приехал в Ярославль. Перед началом концерта он рассказал журналистам, что они с Юрием Абрамовичем обсуждают возможность создания нового балета на основе разных произведений Чайковского, в том числе 1-го концерта. «Это сказочная музыка, которую я очень люблю, даже не припомню сколько раз мне довелось ее исполнять – много», – сказал пианист перед выходом на сцену. А Юрий Башмет рассказал, что только Березовский может так мягко исполнять это сочинение.

Прозвучало оно действительно очень нежно и сказочно. После продолжительных аплодисментов пианист решил сыграть отрывок из того же концерта на бис. И чтобы вы думали? Ошибся! Но тут же нашелся, обратил все в шутку, посмеялся над собой вместе с восторженной публикой. Зрители оцени юмор и одарили Березовского и маэстро Башмета букетами цветов. Напоследок музыкантов и публику поздравила с успехом министр культуры Ярославля Марина Васильева. Так «Остров мертвых» превратился в остров живых.

Мария Москвичева, Ярославль.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"