- Культура
- A
В Перми открылся XVIII Международный конкурс артистов балета имени Екатерины Максимовой
В этом году XVIII международный конкурс «Арабеск», открывшийся в Перми, посвящен 85-летию Екатерины Максимовой. Екатерина Сергеевна стояла у его истоков, была председателем жюри, а с 2012 года конкурс носит имя танцовщицы. Два события, открывшие конкурс, — балет «Анюта» и Гала-концерт, тоже дали в честь великой балерины.
Балет «Анюта» неразделим в зрительском восприятии с первой исполнительницей партии заглавной героини Екатериной Максимовой. Он ставился на нее и для нее. Дебютировавшая в Перми в партии Анюты прима Мариинского театра Рената Шакирова если и не предъявила каких-либо новых открытий в психологическом облике своей героини, то аккуратно и в целом вполне органично повторила концепцию роли Максимовой.
Гран-па из балета «Раймонда», недавно пополнившего копилку Пермского театра оперы и балета им. Чайковского, открылся Гала-концерт. Приме театра Булган Рэцэндорж и вернувшемуся в начале года в труппу прекрасному бразильскому танцовщику Габриэлю Лопесу удалось профессионально освоить хореографический текст своих партий, хотя над созданием художественного образа героев артистам придется еще потрудится. Жаль также, что в образе Жана де Бриена в этом Гала зрители не смогли увидеть Кирилла Макурина, лучшего классического принца пермской сцены.
Одними из самых запомнившихся номеров Гала–концерта стали сцены из балета «Фрагменты одной биографии» Владимира Васильева, великолепно исполненные солистами Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля бразильянкой Амандой Гомес и ее супругом Михаилом Тимаевым. А также изумительный по своей красоте, тонкости и психологизму номер Владимира Васильева «Элегия» на музыку Сергея Рахманинова — не просто станцованный, а прожитый на сцене народной артисткой России Татьяной Предеиной и ее молодым партнером Александром Кочетковым. Татьяна Предеина — балерина опытная, она давно не выходила на сцену, но сохранила прекрасную форму. Между ними витала «химия», казалось, одна душа проникает в другую. И тут никакие помарки, как одна неудавшаяся поддержка, не могли омрачить великолепия дуэта.
Даже прекрасная хореографическая миниатюра на музыку Назима Аливердибекова по мотивам азербайджанской поэзии в хореографии Рафиги Ахундовой и Максуда Мамедова не смогла перебить долгого послевкусия и романтического флера васильевской «Элегии». «Химию» в па-де-де из «Дон Кихота», некогда одного из самых популярных балетов в репертуаре «Кати и Володи», как ласково прозвала публика дуэт Максимовой и Васильева, ярко танцевали гости из Мариинского театра Рената Шакирова и Алексей Тимофеев.
Молодой коллектив «Алтай» им. А.Ф.Березникова, с которым много сотрудничает Владимир Васильев, показал во втором отделении новую работу — хореографическую фантазию в трех частях «Рахманинов», созданную лауреатом конкурса современной хореографии «Арабеск» и новым художественным руководителем «Балета Евгения Панфилова» Алексеем Расторгуевым. В оформлении спектакля использованы живописные работы Владимира Васильева. К юбилею композитора Сергея Рахманинова воссоздали образ и судьбу композитора на языке хореографической и вокальной лексики.
Как сообщила директор конкурса Елена Завершинская, в этом году было 220 заявок из 14 стран: России, Бразилии, Армении, Беларуси, Казахстана, Монголии, Кореи, Франции, Японии и других, а также из 26 городов России — от Астрахани до Улан-Удэ, включая Казань, Нижний Новгород, Уфу, Москву, Санкт-Петербург, Сыктывкар и, конечно, Пермь. В первый тур основного конкурса прошли 32 конкурсанта в младшей группе и 39 — в старшей. На этом конкурсе нет предварительного просмотра по видео, так что первый тур и есть отборочный. В нем сразу наметились фавориты.
В первом туре произвел сенсацию Алексей Помыткин, выпускник Новосибирского училища, а ныне — солист Московского музыкального театра им. Натальи Сац. Великолепно станцевав вариацию Филиппа из балета «Пламя Парижа» и Актеона из балета «Эсмеральда», вызвал бурную реакцию зала, несколько раз выходил на поклон. Алексей Помыткин в этом сезоне уже стал лауреатом двух крупных международных конкурсов — имени Юрия Григоровича «Молодой балет мира» в Сочи и московского молодежного конкурса «Гран-при Надежд».
Размик Марукян из Армении, который тоже был лауреатом конкурса Григоровича, эффектно станцевал вариацию Альберта из балета «Жизель» и Филиппа из «Пламени Парижа». Выгодно смотрелись и танцовщики из Бразилии Педро Сеара и Лаура Васконселос, исполнившие па-де-де из балета «Щелкунчик» в хореографии Василия Вайнонена. Оба исполнителя окончили Школу Большого театра в Бразилии в городе Жоинвиль, учились у русских педагогов, а с 2022 года являются солистами Самарского академического театра им. Д.Шостаковича. Не затерялся среди других танцовщик из Франции Николас Кляйн, работающий в Михайловском театре Санкт-Петербурга. Энергичен был и Гектор Мур из Великобритании.
Написать комментарий