В Москве открылась выставка о Мейерхольде: от деревянного Буратино к искусственному интеллекту

К 150-летию великого режиссера Всеволода Мейерхольда в Галерее «На Шаболовке» открылась выставка «Биомеханика Мейерхольда. Актер. Кукла», где на материалах Музея Театра кукол имени Сергея Образцова создана настоящая театральная лаборатория.

В 1918 году идея Всеволода Мейерхольда стала логичным развитием метода Станиславского: с помощью «биомеханики» актер может одной только физикой тела мог показать переживания, идущие изнутри человеческого «Я». Режиссер предложил курс, который на практике готовил актера, помогал найти центр тяжести своего тела, развить координацию движений и с помощью них рассказать историю на сцене. Сергей Образцов, который почти на 30 был младше Мейерхольда, изучил метод режиссера и применил его в кукольном театре. Кстати, они были знакомы, но шапочно, вместе никогда не работали. Но Мейерхольд знал о деятельности молодого кукольника и даже подарил ему свой портрет с памятной надписью. На выставке в галерее на Шаболовке он показывается впервые. Под снимком можно прочесть: «Сергею Владимировичу Образцову – непревзойденному мастеру в работе с куклами, с приветом и пожеланиями дальнейшей усовершенствований в области кукольного театра». Этому завету театр, основанный Образцовым, следует по сей день.

То, что механика первых кукол Образцова основана на биомеханике Мейерхольда, можно понять, соотнеся схемы устройства кукол и фотографии начала ХХ века актеров-гимнастов, занимавшихся по системе режиссера. Здесь есть, например, старинное изображение механизмов характерного конферансье из «Необыкновенного концерта». Рядом схема устройства глаз джазовой певицы из того же кукольного спектакля, а на отдельной схеме – ее тела. У кукол, как и у актеров, которые работают с психологией тела, есть стержень, центр тяжести, «узлы», с помощью которых ставятся акценты движения.

В экспозиции – театральные куклы разных типов. Это и перчаточные куклы, и марионетки, и гапитно-тростевые куклы, которые приводятся в движение с помощью тростей. Механика может быть простой или очень сложной, но смысл в том, чтобы она была похожей на человеческую, при этом гипертрофированной, акцентной, театрализованной. Только так тело начинает говорить без слов.

Помимо исторических экспонатов, эскизов, фотографий и видео со спектаклей на выставке есть отдельный зал, превращенный в мастерскую кукольника. Здесь можно найти не только инструменты мастера (пилу, стамески, ножи), схемы и образцы, но и материалы, из которых создаются современные куклы. На витрине в форме черного квадрата лежат белые руки, напечатанные с помощью 3D-принтера. У одной из них шесть пальцев – эти руки будущей театральной куклы проектировал искусственный интеллект.

Театр Образцова одним из первых взял на вооружения современные технологии, а не так давно на собственной премии вывел на сцену гигантскую марионетку, созданную частично человеческими руками, а частично с помощью визуальной проекции и нейросетей. Героев новых спектаклей театр тоже генерирует синтетическим методом, соединяя рукотворный труд с передовых технологиями. В одной из витрин представлены материалы, из которых сегодня создаются актеры-куклы: например, вараформ, ворбла, пенопропилен, баблстар и др. Но, несмотря на то, что технологии ушли далеко вперед, основа все та же, а именно – биомеханика Мейерхольда. Впрочем, эта выставка не только об исторической и современной театральной механике и психологии тела. Но еще и о том, как осознать в самом себе «кукольность» и немного представить «аватарное» будущее человечества.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"