В Музее Москвы рассказали удивительную историю Очаково-Матвеевского

История есть не только у исторического центра Москвы, скроенного, словно лоскутное одеяло, из судеб людей, веками накладывавшихся друг на друга. У каждого района — свой характер, темперамент и дух, который тоже соткан из личных историй людей, географии, инфраструктуры и архитектуры. Седьмой по счету проект из цикла Музея Москвы «Москва без окраин» рассказывает историю Очаково-Матвеевского, где переплелись музыка и научные открытия, задор походного туризма и дух противоречий.

Небольшая, но значимая выставка в Музее Москвы решена в ярких фиолетовых и оранжевых цветах. Именно такими цветами выписано от руки название на тетради, где описан проект краеведческого музея в Матвеевском. Историк Михаил Простов (род. 1936) переехал туда в 1974 году. В то время на западной окраине столицы, которая вошла в черту города в 1960-х годах, начали строить новое жилье, а старые деревни стали исчезать. Историк предпринял попытку сохранить кусочек уходящей жизни Матвеевского. В конце 1990-х он предложил проект музея в одном из последних деревенских домов — №73, принадлежавшем братьям Борису и Вячеславу Солдатовым. Этот дом с конюшней, скотным двором и амбаром построил в 1898 году их прадед, Николай Самарин, судебный исполнитель, а в последние годы жизни — церковный староста. Усилиями Михаила Простова историческое здание поставили на учет в ВООПИК. Но вскоре дом вдруг сгорел дотла, и идея музея вместе с ним.

Тетрадь формата А4 красуется в «ячейке» с фиолетовым фоном большого деревянного стеллажа, который занимает одну из стен. Таких — два, они расположены напротив друг друга, а на стене между ними — условная карта района Очаково-Матвеевское. Зоны выведены фиолетовым, транспортные артерии — оранжевым, белым — близлежащая МКАД, реки Сетунь, Навершка и Очаковка, пруды. По центру выставки — макет с картой плана грядущей застройки. Так уж сложилось, что с 1950-х годов по сей день Очаково-Матвеевское постоянно перестраивается. Под нож идут интересные здания. Например, легендарный очаковский «дом с башенкой», ставший архитектурным символом рабочего поселка, снесли в 2000 году. Когда-то сталинских монолитов тут было немало, теперь совсем не осталось.

Из архитектурных раритетов сохранился разве что «круглый дом», построенный в 1972 году на Нежинской улице в преддверии Олимпиады-80. Это был первый из таких проектов в Москве. Дом-кольцо придумали архитектор Евгений Стамо и инженер Александр Маркелов. Их проект можно увидеть на отдельной стене — в старых публикациях и фотографиях. Это был архитектурный эксперимент — с расчетом на последующее тиражирование. Второй такой дом-кольцо построен в 1979 году на улице Довженко в районе Раменки. Проект оказался неоправданно дорогостоящим и в тираж не пошел. От дома на Нежинской веером расходятся пятиэтажки, не случайно близлежащая улица получила название Веерной. «Местные жители рассказывают, что в «круглом доме» есть незначительное искажение габаритов, — рассказывает старший научный сотрудник Музея Москвы, один из кураторов выставки Полина Жураковская. — Округлость стен не ощущается, так как дом составлен из стандартных девятиэтажек, но если стеллаж переставить из одного угла в другой, то налицо несовпадение».

Полина вместе с другими научными сотрудниками музея несколько месяцев собирала историю района как пазл, опрашивая местных жителей. Все экспонаты на выставке — их личные вещи, рядом с которыми есть краткий рассказ и сведения о предметах. В одной из фиолетовых ячеек можно найти диски с раритетными записями Эдисона Денисова и Георгия Свиридова. Их сочинения исполняет Московский Новый хор под управлением Елены Растворовой, который появился в 1991 году и исчез на излете ХХ века. Елена Растворова жила как раз в Матвеевском. Однажды она случайно познакомилась с Натальей Романовой, жительницей «круглого дома», и позвала музыканта в свой коллектив. Неизвестную историю хора Наталья рассказала сотрудникам музея. Несмотря на личную поддержку Свиридова и Денисова, музыкальный коллектив с трудом сводил концы с концами. Участники хора были вынуждены приторговывать водкой в ларьке близ станции Матвеевская. Там, в соседней палатке с овощами, Наталья и ее муж, журналист-международник Александр Романов, случайно познакомились с математиком Кристофом Веннером, а через три года побывали у него в гостях в Швейцарии, когда хор оказался там с гастролями. Такова непредсказуемая действительность: сегодня в ларьке — завтра на мировой сцене.

Судьба — колдунья, часто затейливо переплетает судьбы людей. Наталья Романова преподавала в местных музыкальных школах, где работала и Елена Хитрук — супруга Андрея Хитрука, преподавателя Московского музыкального училища имени Гнесиных. Его ученики покорили все мировые сцены, многие теперь работают в разных странах — от Вьетнама и США до Испании и Нидерландов. В их очаковском доме не раз бывал и легендарный мультипликатор Федор Хитрук — отец преподавателя-музыковеда.

Полина Жураковская отмечает, что район отличает особая музыкальность — здесь музыку пишут, учатся играть, слушают, танцуют. В экспозиции есть предметные свидетельства — раритетная скрипка, пластинки, фотографии уличных концертов, которые приходил слушать весь район. А еще местные жители — заядлые походники. В одной из ячеек — туристическое снаряжение 1960-х годов, старые фото из походов, которые местные жители совершали в близлежащие и удаленные природные места. Парк вокруг реки Сетунь и вся местная природа располагают к дикому отдыху. Особый экспонат принадлежит жительнице Очаково-Матвеевского Виктории Башкировой: модель уголкового отражателя «Альма» — лазерное устройство для корректировки курса подлодки — напоминает люстру. Можно роман написать о том, как Башкирова придумывала устройство и искала для него детали.

— Это уже седьмой проект в серии «Москва без окраин». Мы уже «прошлись» по Таганке, Капотне, Арбату, Преображенке, Филям, Нагатину. У каждого района — свой характер и темперамент, на который влияют люди и который отражается на людях. Это всегда очень личная история, при этом образующая нашу общую историю. Очаково-Матвеевское синонимично фразе, которая стала подзаголовком выставки, — «части целого». Дело в том, что район разделен на части транспортными артериями и промзонами, что затрудняет коммуникацию и обостряет разногласия. Но это все равно единый организм — очень музыкальный, смелый, склонный к экспериментам и творчеству, сложный пазл. На открытии было очень много местных жителей, как говорится, яблоку негде было упасть.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"