Великой русской балерине Екатерине Максимовой исполнилось бы 85 лет

Дуэт «Кати и Володи» – Владимира Васильева и Екатерины Максимовой – историки называют «дуэтом века», лучшим в XX столетии. Имена их неразрывно связаны друг с другом. 1 декабря великой балерине Екатерине Максимовой исполнилось бы 85 лет. Большой театр отметил эту дату спектаклем «Фрагменты одной биографии», режиссером вечера выступил Владимир Васильев.

Она не любила юбилеи. «Будут выходить читать поздравления “от парткома, от обкома”. Нет, не надо. У меня этих папок знаете сколько», – говорила автору этих строк Екатерина Максимова в интервью всего за три месяца до смерти. Но она верила в судьбу: «Везение, стечение обстоятельств, знакомства, дружба, любовь… Вот так случилось, что мы с Васильевым поступили в один год в хореографическое училище. А ведь могли бы вообще никогда не встретиться. Так получилось, что, когда я начинала в театре, Галина Сергеевна Уланова как раз заканчивала танцевать, и ей предложили выбрать какую-то ученицу. Она не очень готовилась к этой деятельности, но выбрала почему-то меня. Мы могли ведь тоже разойтись во времени, закончи она танцевать позже». Тогда она отмечала 70-летие. И вот уже 15 лет как Екатерины Сергеевны нет с нами.

Вечер, посвящённый памяти блистательной балерины Большого театра, народной артистки СССР Екатерины Максимовой, Владимир Васильев поставил тепло, по-домашнему, душевно. Владимир Викторович – ещё и талантливый художник, оформление вечера он придумал сам. Его эскизы и рисунки проецируются на задник и кулисы, создавая взволнованную и таинственную атмосферу. Кажется, что перелистываешь мемуарную книгу Екатерины Сергеевны «Мадем «Нет», иллюстрации к которой нарисовал Васильев, и останавливаешься на каких-то фрагментах её биографии.

Сначала «Антре» поставленное Владимиром Васильевым на музыку Чайковского для учащихся Московской академии хореографии. Ученики выходят в костюмах, напоминающих нам образы великой балерины, которые она создавала для сцены и кино. Вот её Жизель – девочка, одетая в белую пачку с голубым фартучком. А это Маша из «Щелкунчика», в красной пачке – Китри из «Дон Кихота». Хулиганистый мальчишка в черном костюмчике и белом паричке – Патер из фильма-балета «Старое танго». Большинство из этих образов мы потом увидим на сцене в исполнении звездных артистов Большого и Мариинки. Но это ещё и воспоминание о школьных годах.

- Мы тогда детьми были, но она мне всегда нравилась, хоть это было и по-детски. В юношеские годы этот интерес перерос в большое и очень сильное чувство. Конечно, в юности у каждого из нас были разные увлеченности, но как-то очень быстро мы поняли, что жить друг без друга не можем, - вспоминал Владимир Васильев.

«Первый раз мы с Володей увидели друг друга в 1949 году, когда пришли поступать в хореографическое училище, а познакомились оказавшись в одном классе. В младших классах мы даже особенно и не дружили. «Ухажеров» мне всегда хватало. И Володя мне тогда цветов не дарил, но в старших классах из толпы поклонников он стал явно выделятся. Мы везде появлялись вместе – в кино, на вечеринках, бродили вдвоем по бульварам, сидели на лавочках. Он всегда рядом, в любом радостном, горьком. Смешном или трагическом событии. Жизнь, танец, Володя. Володя, танец, жизнь – всё неразрывно связано. Смотрю на школьные программки. «Щелкунчик»: второй класс, Маша – Катя Максимова,брат Маши – Володя Васильев; третий класс, па-де-труа – Катя Максимова, Алла Манкевич, Володя Васильев; концерты выпускников: па-де-де из балета «Спящая красавица» - Екатерина Максимова и Владимир Васильев», – писала Екатерина Сергеевна в мемуарной книге «Мадам «Нет», в главе, которая называется просто – «Мы».

Мадам «Нет» – так прозвали её французы за то, что это слово чаще других звучало из её уст. А Франция занимала особое место в жизни всемирно известной и любимой всеми пары. Через три года после их прихода в труппу Большого был снят совместный советско-французский фильм «СССР с открытым сердцем» (1961), в котором представлять страну были выбраны влюблённые друг в друга артисты балета Большого театра – Екатерина Максимова и Владимир Васильев.

«Советско-французский фильм, в котором мы снимались, был идеологизирован, как и следовало в те времена. Но к нашей свадьбе это имело только то отношение, что премьера этого фильма в Париже состоялась спустя несколько дней после того, как мы с Катей расписались в ЗАГСе. Поэтому, когда мы поехали в Париж на эту премьеру, с легкой руки журналистов эту поездку назвали нашим свадебным путешествием. Что же, это было хоть и короткое, но очень запоминающееся путешествие», – это уже из воспоминаний Владимира Викторовича.

А вот, что пишет в книге Екатерина Сергеевна о «свадебном путешествии» и жизни в Париже: «На самом деле наш приезд, как и сам фильм, носили рекламный характер – показать, «как замечательно живет советская молодежь». Нас везде фотографировали, мы участвовали а пресс-конференциях на Эйфелевой юашне, на пляс Конкорд, у Нотр-Дам6 во всех журналах публиковались гаши фотографии. Но как бы то ни было, благодаря фильиму мы действительно провели пять волшебгых лней в Париже.! Нам предоставили машину с шофером на круглые сутки и переводчика. Денег никаких не выдали, но объяснили, что у нас открытый счёт и мы можем ходить куда захотим и сколько захотим – в любой ресторан на Елисейских полях, в Лидо, повсюду!».

А вечер, между тем, идет дальше. После легкого «Вальса-фантазии» на музыку Глинки, в котором чувствуются элегические нотки воспоминаний о ушедшей юности, знаменитое па-де-де из балета «Пламя Парижа» в хореографии Василия Вайнонена в исполнении Игоря Цвирко И Маргариты Шрайнер. Шрайнер довольно хороша. Да и Цвирко исполняет партию Филиппа размашисто, с огромной энергией и напором, но грубовато, не слишком заботясь о «чистоте» танца, которой в общем-то и не принято «щеголять» в этом па-де-де.

Об этом у Максимовой написано так: «В школе я па-де-де из «Пламени Парижа» не танцевала, а как пришла в театр, меня сразу заставили. Я его не-на-ви-де-ла! Во время гастрольных поездок буквально по минутам высчитывала: так, одно адажио станцевала, значит из пятнадцати выступлений осталось уже четырнадцать адажио и пять вариаций. А полностью весь балет я станцевала в 1961 году. Неожиданно заболела исполнительница главной роли, и меня срочно вводила в спектакль педагог-репетитор Тамара Петровна Никитина… Думаю, что ни с кем другим, кроме Тамары Петровны, я не смогла бы подготовить спектакль в подобных условиях: накануне своего дебюта, в двенадцать ночи, я пришла в Большой театр, и она со мной репетировала до двух ночи, потому что только на это время дали сцену для нашей единственной репетиции. Вот тогда я первый и последний раз в «Пламени Парижа» вышла – с ружьем наперевес».

Название вечера «Фрагменты одной биографии» связано с балетом, поставленным Владимиром Васильевым для Екатерины Максимовой в 1983 году. Первоначально он назывался «Конца не будет» – на музыку аргентинских композиторов. Между собой артисты окрестили его просто «Танго».

«К «Фрагментам одной биографии» Володя обратился, как всегда, увлеченный музыкой, в данном случае - аргентинским танго, в котором действительно можно найти всё: и любовь, и страдание, и судьбу. Балет представляет собой несколько разных по настроению танго, несколько новелл, объединенных личностью главного героя, вспоминающего свою жизнь», - пишет Максимова.

Разумеется, было исполнено на вечере солистами Татарского театра оперы и балета имени М. Джалиля бразильянкой Амандой Гомес и её партнером по сцене и в жизни Михаилом Тимаевым и элегическое, сентиментально-меланхоличное танго из этого балета. Но в основном вечер памяти Екатерины Сергеевны Владимир Викторович построил из разных новелл – рассказов, описывающих жизнь и судьбу великой балерины.

Кинохроника показывает сцену сумасшествия Жизели в исполнении Екатерины Максимовой.

«Я вспоминаю какой стресс пережила на своем первом выступлении в «Жизели» 1 июня 1960 года… Тогда ведь никаких видеокамер ещё не существовало, пользовались киноаппаратами, которые при съемке довольно громко жужжали. И вот когда Юрий Жданов во втором акте поднял меня на высокую поддержку, вдруг раздалось это «ж-ж-ж». Какой тут пошел мат-перемат. Я и без того вся трясусь – и его боюсь, и сцены боюсь, а тут ещё кинокамера стрекочет. Жданов аж шипит: «У меня такое настроение! Я весь в эмоциях! А тут эта … жужжит!» Вот с таким накалом чувств у меня прошел второй акт «Жизели»…

После спектакля взяли бутылку шампанского и пошли к себе на Брюсовский – отмечать: мама, Уланова, Володя Васильев. Юрия Тимофеевича я, конечно, тоже пригласила, ещё до спектакля, но теперь подумала: он так ругался, он не придет! И вот вижу, как Жданов входит, идет по длинному-длинному коридору нашей коммуналки и бросает мне под ноги лепестки роз. Усыпал лепестками весь коридор и сказал: «Это было так прекрасно!» - читаем в «Мадам «Нет».

А на сцене это и па-де-де из II акта балета «Жизель» вдохновенно исполняют солисты Большого - Ева Сергеенковой и Клим Ефимов. У Евы удлиненные линии и на сцене она трагически одухотворена. Подходит партия Альберта и Климу Ефимову.

Не обошлось на вечере и без одной из самых знаменитых партий легендарной пары: Мари и Принца в балете «Щелкунчик». II акт как раз и открывался «Розовым вальсом» и па-де-де из этого балета Чайковского. Юрий Григорович ставил его в 1966 году специально на этих танцовщиков. В исполнении премьера и примы Большого Артема Овчаренко и Элеоноры Севенард оно смотрелось превосходно. Пожалуй, это выступление стало лучшим в программе.

Адажио и финал из балета «Паганини» Сергея Рахманинова в хореографии Леонида Лавровского в редакции Владимира Васильева было отлично исполнено самыми молодыми примой и премьером Большого Дмитрием Смилевски и Елизаветой Кокоревой вместе с артистами балета Большого театра. На Смилевки партия Паганини легла так, как будто на него и ставилась. Его стремительные и сумасшедшие вращения буквально передавали образ дьявольски темпераментного музыканта.

Были на вечере и два прекрасных номера Владимира Васильева. «Элегия» Рахманинова была поставлена когда-то на Екатерину Сергеевну, а «Баллада» на музыку Шопена посвящена её памяти.

Естественно, не преминул Владимир Викторович в программу юбилейного концерта включить и па-де-де из балета «Дон Кихот», в котором показались гости из Санкт-Петербурга, звездный премьер Мариинского театра Кимин Ким и первая солистка этой труппы Рената Шакирова. Партии Базиля и Китри в исполнении Екатерины Максимовой и Владимира Васильева всегда потрясали воображение и пользовались огромным успехом у публики. Но вот путь к освоению этой роли у Екатерины Сергеевны оказался не таким простым.

«Я часто сталкивалась с возмущенным неодобрением, когда решалась на что-то новое, интересное для меня, но непривычное для зрителей. Приходилось преодолевать и инерцию восприятия своих коллег. Начать с того, какое резкое непонимание встретило мое желание станцевать партию Китри. Ведь первое время я считалась чисто лирической балериной. «Жизель». Сильфида в «Шопениане», Мария в «Бахчисорайском фонтане», Золушка, Муза в «Паганини» - я перетанцевала все лирические партии репертуара и захотела чего-то совсем иного. Как меня отговаривали, как пугали: «Ты что, с ума сошла?! Нельзя так рисковать! Китри совсем не твоё амплуа!». Никто не верил, все считали , что «Дон Кихот» не мой балет. Даже Галина Сергеевна Уланова – она говорила: «Ну что ж, попробуй, конечно…» - а сама не верила. Но Китри получилась, и тогда было забавно слышать от людей, впервые видевших меня именно в «Дон Кихоте», совсем другие речи: «Максимова – идеальная Китри! Не может быть, что она танцует ещё и Жизель!» Но теперь на меня вешали новый ярлычок: отныне во мне хотели видеть только бравурно-комедийную балерину», – писала Максимова.

Свой возраст Екатерина Сергеевна не чувствовала никогда, и никогда не ощущала себя этакой «гранд-дамой русского балета». Все её звали просто Катей — как девочку. Шли годы, а образ девочки не менялся: все тот же нахально-смешной хвостик на голове, все те же узкие элегантные брючки. Просто девочка, закончившая хореографическое училище, стала знаменитой.

«Я свой возраст не чувствую. Конечно, есть проблемы со здоровьем, еще что-то. А так даже ловлю себя на мысли, что со своими ученицами начинаю разговаривать на равных. А потом думаю: “Девочке сколько лет, а сколько мне?” – рассказывала Екатерина Сергеевна в том последнем интервью.

На равных она передавала своим ученицам и свои партии. Как педагог-репетитор одновременно работала она и в «Кремлевском балете, и в Большом театре. Одна из её учениц – Александра Тимофеева теперь возглавляет «Кремлевский балет», другая – Марианна Рыжкина, много ставит и была репетитором данного вечера. Ещё одна ученица - прима Большого Анна Никулина, прекрасно исполнила на вечере васильевский номер «Элегия».

Особенно неподражаема Екатерина Сергеевна была в балете «Анюта». Спектакль сначала был поставлен Владимиром Васильевым и Александром Белинским в 1982 году как телебалет, но получив огромную популярность у зрителя, по нему четыре года спустя Владимир Васильев создал значительно дополненный и музыкальным, и хореографическим материалом двухактный спектакль. Отрывками из балета, ставшего для Максимовой знаковым, и закончили этот вечер. Здесь все были хороши: и Анюта – Анастасия Сташкевич, и Модест Алексеевич – Вячеслав Лопатин, и Артынов – Иван Алексеев, и студент – Игорь Горелкин, и Его сиятельство – Никита Еликаров, и два офицера – Марк Орлов и Марк Чино. В самом финале «Анюты» в образе Петра Леонтьевича должен был выйти Владимир Викторович. Но этого не случилось. Васильев случайно, ещё в конце первого отделения, упал во тьме кулис, получил травму бедра и на поклоны уже не вышел. Если бы не этот печальный инцендент, то более впечатляющего финала, придумать для вечера, посвященного Екатерине Максимовой, было трудно.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"