Башмет в день рождения отметился «героической»: играл блокадную симфонию Шостаковича

У Юрия Башмета есть традиция — каждый год он встречает свой день рождения на сцене концертного зала Чайковского. И всегда программа концерта держится в секрете до его начала. Так было и в этот раз. Маэстро вышел на сцену и просто сказал: «Сейчас прозвучит симфония из четырех частей». Зал замер — и зазвучал Шостакович.

Накануне утром Юрий Абрамович принял награду из рук премьер-министра России Михаила Мишустина — за исполнение концерта «22 июня. Ровно в 4 утра», который был приурочен к 80-летию начала Великой Отечественной войны. Тот проект состоялся два года назад на «Парящем мосту» в Зарядье, как раз в 4 утра. Теперь же в свой день рождения он обратился к еще одной юбилейной дате — 80-летию со дня полного освобождения блокадного Ленинграда, которое случилось 27 января 1944 года. Символом того сложного времени для Северной столицы стала знаменитая симфония №7 Дмитрия Шостаковича, которая впервые прозвучала, когда город еще был окружен неприятелем.

С первых минут концерта в зале Чайковского стало понятно, что маэстро решил обратиться именно к тому памятному событию. За его спиной прямо по зрительному залу кружили лучи то белого, то красного цвета. Такие сцены наблюдали и жители блокадного Ленинграда, когда лучи прожекторов высвечивали вражеские самолеты во время ночных авианалетов. Эти проекции сменялись то движущейся вулканической лавой, то парящими белыми снежинками, то каплями дождя, то маленькими камушками, дрожащими словно от ударов, то метафорической звездной пылью. Визуальный контекст отразил музыкальный: зрители как будто вместе с блокадниками переживали месяцы и годы в осажденном городе.

Фото: Яна Иксанова

Играли словно залпом. Музыканты Всероссийского юношеского симфонического оркестра — а это более сотни человек — целиком и полностью погрузились в симфонию Шостаковича, которую еще называют «героической». Композитор закончил ее в 1941 году. Суровая, голодная зима 1941–1942 годов унесла жизни многих музыкантов симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, который был единственным коллективом, продолжавшим работать в блокадное время. Многие исполнители не пережили ту зиму. Другие с трудом держались на ногах. Дирижер оркестра Карл Элиасберг перед началом репетиций слег с диагнозом дистрофия. Из ста музыкантов осталось 27. К ним присоединились исполнители из тех, кого удалось найти в осажденном городе. Несмотря на все сложности, в августе 1942-го смогли дать премьеру, она транслировалась по радио. Немцы, которые думали, что город уже мертв, тоже слушали «Ленинградскую» симфонию. Не зря героическое сочинение называют «резонансной главой и откровением истории XX века». Исполнение симфонии в день снятия блокады стало традицией.

Юрий Абрамович на несколько дней опередил грядущее мероприятие, приуроченное к 80-летию освобождения Ленинграда от блокады. Зал все полтора часа слушал оркестр затаив дыхание. Когда прозвучали последние аккорды, Башмет молча ушел со сцены, а зрители после непродолжительной паузы взорвались овациями. Через несколько минут маэстро вернулся на сцену, чтобы принять цветы от поклонников.

На этом, правда, поздравления для именинника не закончились. В гримерку к Башмету выстроилась очередь. Мы тоже не остались в стороне и поздравили Юрия Абрамовича. Его чествовали актер Леонид Ярмольник, который тоже накануне отмечал день рождения, искусствовед, экс-директор Третьяковки Зельфира Трегулова, которая подарила ему свою новую книгу, и еще десятки известных людей. Башмет, как всегда, удивил. Обычно в день своего рождения он играет большой концерт, который часто заканчивает глубоко за полночь. В прошлом году все разошлись около часа ночи. Теперь же он был предельно лаконичен и уложился в полтора часа.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"