- Культура
- A
Жаров и Аронов: над выпусками «МК» работали многие известные поэты
Век и четыре года — в трехзначной уже биографии было много чего перемешано. Традиционно резкая на язык газета отличилась даже на таком не слишком подходящем для нее — как кому-то может показаться — поприще, как стихосложение. Среди внештатников, сотрудников и даже главных редакторов нашей газеты можно найти не одного и не двух талантливых литераторов — мастеров рифмы. А некоторые из них даже стали настоящими классиками отечественной поэзии.
Стихи в редакции столичной молодежки всегда любили. Их можно увидеть, листая даже самые ранние подшивки нашей газеты. А начиная с 1970-х в течение нескольких десятилетий на страницах «Московского комсомольца» регулярно выходила рубрика «Турнир поэтов», где публиковались лучшие стихотворные произведения, отправленные на адрес редакции начинающими авторами.
В эмковском «золотом фонде» — признанные мастера отечественной поэзии, которые сотрудничали с нашей газетой, а в каких-то случаях даже являлись ее штатными работниками. Вспомним некоторые имена.
Жаров и Безыменский
Сразу трое молодых людей, заслуживших впоследствии общесоюзные поэтические лавры, поднимали популярность «Юного коммунара»–«Юношеской правды»–«Молодого ленинца» — под такими сменявшими друг друга названиями выходила газета в первые годы ее существования.
Один из них — Александр Жаров. Родившийся в Подмосковье паренек 14-летним вступил в комсомол. У него уже в раннем возрасте проявились поэтические таланты. Свои сочинения, созданные, конечно же, в модном тогда «пролетарско-лозунговом» стиле, Саша послал в редакцию только что созданной молодежки. Он вспоминал позднее: «Я писал в эту газету в 1919 году и напечатал в ней первое свое стихотворение».
А весной 1920-го, 16 лет от роду, Жаров переехал в Москву, где стал принимать активное участие в выпуске «Юношеской правды» — не только как автор публикаций, но и выполняя роль хозяйственника, добывающего необходимые для печатания тиража материалы.
Вот фрагмент одного из опубликованных тогда произведений молодого поэта — стихотворения «Интернационалу молодежи».
«Призрак туч седое небо гложет, / Близок день — прольет вселенский дождь. / Рвутся ввысь знамена молодежи, / К коммунизму рвется молодежь!..»
Спустя еще некоторое время Александра назначили ответственным редактором, в 1920–21 гг. он на протяжении нескольких месяцев возглавлял газету.
Из «Юнправды» Жарова перевели на комсомольскую работу — в горком. Но все-таки этому человеку было милее литературное творчество. В октябре 1922 года он стал одним из основателей объединения комсомольских писателей «Молодая гвардия». Именно Александр Алексеевич сочинил текст для популярной среди детей Советского Союза песни «Взвейтесь кострами, синие ночи!», которую даже назвали пионерским гимном. С годами А.Жаров стал одним из очень известных в стране литераторов. Книги с его произведениями неоднократно издавались. Но наибольшую популярность он получил как поэт-песенник.
Одновременно с Жаровым в столичной молодежке печатался другой автор, ставший впоследствии известным поэтом, — Александр Безыменский. Его сотрудничество с газетой тоже ведет историю с 1920 года. Бывало, произведения двух Александров «Юношеская правда» печатала в своих номерах по очереди.
В качестве примера — стихотворение Безыменского «Павшим», опубликованное «Юнправдой» 10 июля 1921-го:
«Видим на улице голой / Кто-то с душой грозовой / Ржавым штыком приколот / К серой груди мостовой.
В час, когда прошлого тени / Бьют в роковой барабан, / Каждая пядь наденет / Этот кровавый бант…»
Безыменский тоже отличился позднее, написав гимн. Но это была не пионерская, а комсомольская главная песня — «Молодая гвардия»: «Вперед, заре навстречу, товарищи в борьбе!..»
В 1920-е сборники произведений Александра Ильича выходили многотысячными тиражами, его стихи часто звучали по радио. Был период, когда Безыменский практически не уступал по своей популярности самому Маяковскому, с которым они, случалось, пикировались в стихотворной форме. А кроме того, эти два литератора часто выступали вместе перед большими аудиториями любителей поэзии.
Но даже обретя всесоюзную славу, Александр Безыменский не потерял связи со столичной молодежкой. Фрагмент из его нового произведения — на сей раз это была пьеса в стихах «Выстрел» — смогли увидеть осенью 1929 года читатели газеты, которая к тому времени выходила уже под названием «Московский комсомолец».
Молчанов и Мандельштам
Еще один поэт, сотрудничавший с молодежной газетой столицы на раннем периоде ее существования, — Иван Молчанов. Судя по упоминаниям в тогдашних публикациях, он был в числе очень активных авторов.
Совсем молоденьким этот уроженец Архангельской губернии принял участие в Гражданской войне, воевал против англо-американских интервентов. Летом 1919-го армейская многотиражка опубликовала первое его стихотворение. Потом было тяжелое ранение, вынужденный уход из армии, комсомольская работа в Архангельске, литературная учеба.
В 1924-м напечатали книгу стихов И.Молчанова «Светлая родня». В том же году губком партии отправил Ивана в Москву учиться в Государственном институте журналистики.
Оказавшись в столице, молодой поэт активно сотрудничал с редакцией «Молодого ленинца» (бывшей «Юношеской правды»). Позднее И.Молчанова, который стал уже дипломированным журналистом, назначили на должность ответственного секретаря редакции нового литературно-художественного журнала «Комсомолия». В 1920-е вышло несколько книг Ивана Никаноровича — стихи, проза, публицистика. Творчеству этого литератора Владимир Маяковский посвятил одно из своих стихотворений — «Размышления о Молчанове Иване и о поэзии».
Широкую популярность в довоенное время получила песня «Прокати нас, Петруша, на тракторе», слова для которой были взяты из молчановского стихотворения «Петр Дьяков», сочиненного в 1929 году.
Упомянутая выше публикация в «Московском комсомольце» отрывка пьесы А.Безыменского «Выстрел» продолжает «поэтическую цепочку» в работе редакции молодежки. Дело в том, что готовил этот фрагмент к печати еще один поэт, трудившийся в, — Осип Мандельштам.
Знаменитый литератор был зачислен в штат осенью 1929-го. Именно тогда было принято решение возобновить выпуск молодежки, закрытой весной 1928 года, и дать ей новое название — «Московский комсомолец».
Как считают некоторые исследователи, Мандельштам появился в редакции возрожденной газеты благодаря протекции члена ЦК и Политбюро партии Николая Бухарина. Нового сотрудника определили в отдел литературы и искусства и поручили ему подготовку материалов для регулярной рубрики «Литературная страница». В качестве литсотрудника Мандельштам активно взялся за привлечение к публикации на страницах лучших советских писателей и поэтов того времени. Среди других произведений Осип Эмильевич выбрал и «Выстрел» Александра Безыменского.
Увы, период жизни молодежки, возрожденной на рубеже 1920–30-х гг., оказался коротким: первый номер вышел 1 сентября 1929 года, а 18 января 1930-го «сверху» распорядились газету закрыть. Но именно эти 4–5 месяцев стали в биографии «Московского комсомольца» «мандельштамовскими».
Аронов и Вознесенский
Зато следующий мастер рифмы, о котором здесь непременно следует упомянуть, проработал в нашей редакции долго — почти 35 лет, вплоть до самой своей смерти в 2001 году. Речь идет о великолепном Александре Аронове.
Журналистом он стал в середине 1966-го. До этого выпускник Московского городского педагогического института успел отучиться в аспирантуре, трудился учителем в школах Подмосковья и столицы, занимался математической лингвистикой в исследовательском центре Академии наук СССР.
Начало «эмковской» карьеры Аронова — работа литсотрудником в отделе учащейся молодежи. Спустя 10 лет он занял там должность редактора, потом был переведен в специальные корреспонденты.
В разные годы Александр Яковлевич вел несколько тематических рубрик, среди них пользовавшуюся большой популярностью полосу «Резонанс». Некоторые из рубрик он сам придумал: «Теленеделя», уже упомянутый выше «Турнир поэтов»... В последние несколько лет регулярно радовал читателей своей фирменной колонкой «Поговорим».
Журналистскую работу Александр Аронов успешно совмещал с поэтическим творчеством. Его стихи публиковались не только на страницах «Московского комсомольца», но и в журналах «Огонек», «Знамя»... При жизни поэта вышли три сборника его стихов: «Островок безопасности», «Тексты», «Первая жизнь».
Одним из самых популярных стало стихотворение Александра Яковлевича «Если у вас нету тети». На его слова композитор Микаэл Таривердиев сочинил музыку для песни, прозвучавшей в знаменитой рязановской комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!». Другое стихотворение А.Аронова, получившее широкую известность, — «Остановиться, оглянуться...». Начальные строки этого произведения Михаил Горбачев в свое время даже объявил приметой «нового мышления», на котором, по мнению генсека, основывалась перестройка в стране.
С конца века прошлого и в веке нынешнем на страницах отметился эксклюзивными авторскими публикациями знаменитый поэт Андрей Вознесенский. На протяжении нескольких лет, даже будучи уже в очень пожилом возрасте, Андрей Андреевич регулярно приходил в нашу редакцию, чтобы лично проследить за версткой очередной газетной полосы со своими видеомами, стихами.
Много раз на страницах появлялись полосы со стихами недавно ушедшего от нас Николая Добронравова. Редакция не прервала сотрудничество с этим прекрасным поэтом даже после того, как песня на его стихи «И вновь продолжается бой» подверглась критике «сверху» и была фактически запрещена в Союзе.
Большим другом редакции и ее руководителя Павла Гусева был другой прославленный поэт — Андрей Дементьев. В «Московском комсомольце» неоднократно публиковались подборки его новых стихотворных произведений.
Написать комментарий