- Культура
- A
Юбилейная выставка Михаила Молочникова погружает в философию буддизма
Метафизика чистого сознания – так вкратце можно описать выставку «Небесный ветер» Михаила Молочникова, устроенную по случаю его 60-летия. В экспозиции – графика, арт-объекты, скульптуры и книги художника за последние 20 лет. Все это – видения, которые являлись Молочникову во время медитаций. Буддизм для него – это и образ жизни, и философия, и творческий метод, где главное – поиск равновесия в этом иллюзорном мире.
Портал в параллельную Вселенную Молочникова, наполненную любовью, весенним настроением, космическими полетами и чарующей гармонией, открылся в галерее Red-Line, окна которой выходят на Красную площадь. То есть с главной площади страны можно попасть прямиком в другое измерение, которое с помощью тончайших линий легко вырисовывает Михаил Молочников.
Глядя на графику художника, кажется, смотришь в микроскоп и видишь мельчайшие организмы, занятые своей жизнью. Рассматривая ее в деталях, и правда переносишься куда-то вне.
Вот работа «Течение времени», где среди прерывистых линий, закручивающихся по спирали, угадывается силуэт – голова, руки, ноги, глаза. Но они ближе к сюрреализму Хуана Миро, нежели к реальным образам.
Когда вглядываешься в нюансы рисунка, время меняет свой темп, кажется, его нет вовсе. А вот серия «Весна», разместившаяся на фоне акцентной желтой стены, что в буддизме символизирует духовность и любовь. Здесь тоже считываются фигуры, написанные с легким африканским мотивом – они словно срастаются с растительным микромиром. Рядом гармошкой разложена книга, где такие же, как стена, желтые страницы завораживают сочетанием с черно-белыми линиями, синими, красными и зелеными кругами. Кое-где книга прорезана насквозь – сквозь нее гуляет небесный ветер.
– Я занимаюсь искусством вне времени, оно навеяно медитациями, образы мне посылает небо, – рассказывает юбиляр, который пришел на открытие своей выставки в красных валенках и оранжевых штанах. – Ветер – это эфир, который пронизывает вселенную. Отсюда и название выставки.
Мне мало интересно земное. Я хочу быть как Велимир Хлебников – Человеком-Вселенной. Иные миры, которые я вижу в медитациях и зарисовываю, – это структуры и абстракции, наполненные чистым сознанием. А прорезы в моих работах – это эфир, проем в другой мир. Воздух – тоже искусство.
Особое место на выставке заняла серия «Таро». Зритель из просторного пространства галереи с работами в пастельных тонах попадает в своего рода туннель, в котором разместились не просто образы, а символы-предсказания.
Молочников нарисовал свою первую колоду гадальных карт много лет назад, а эту сделал два года назад. Можно закрыть глаза и наугад ткнуть в стену – и «выпадет» твое предсказание. Автор этих строк попал пальцем в небо – а именно в карту «влюбленные», которая, по словам Михаила, объединяет людей и говорит о необходимости выбора, не обязательно, впрочем, сердечного.
На карте фигуры мужчины и женщины, собранные словно из деталей конструктора, сидят по бокам от супрематического красного круга, пока сверху в них целится купидон из не менее авангардного лука. Стиль Молочникова хорошо узнаваем и самобытен, но в нем есть очевидные ссылки и влияние русского авангарда.
– Одна из моих любимых карт – шут, где в центре я поставил «Черный квадрат» Малевича, – показывает художник графический лист, что открывает серию «Таро». – Это карта о человеке, напоминающего брейгелевского слепого, который идет по жизни интуитивным путем. Нелогическое мышление очень важно: не все поддается анализу. Это как с картой «Смерть», которая значит вовсе не умирание, а рождение чего-то нового. Каждая карта у меня содержит фигуратив, но это одновременно и абстракция.
Мистический коридор выводит к серии «Весна», а слева от него – серия двухметровых арт-объектов, сложенных из геометрических фигур и вырезанных из журналов букв.
Башни-конструкции расположены на фоне большого желтого круга, начертанного на стене, в который «врезается» линия из картона, на которую наклеены, опять же, буквы и геометрические фигуры. Причем, все они разных фактур – иногда глянцевые, иногда ворсистые и мягкие, иногда матовые. Несмотря на размер, эти объекты тоже очень детальны. А еще они напоминают, что Молочников по образованию – архитектор, который смог перенести монументальность в графический микрокосмос.
– Инсталляцию мы придумали специально для этого проекта, чтобы добавить легких акцентов, но не перегрузить, – говорит куратор выставки Марина Федоровская. – Миша – очень самодостаточный художник, который и в искусстве следует буддийскому учению «дзогчен», что буквально значит «да и нет». Это умение посмотреть на вещи с разных сторон.
Я предлагала для выставки название «Прорисованный воздух», но Миша хотел свое, я взяла паузу на пару дней, и в итоге с ним согласилась. Отработала смирение. Я выстраивала выставку как экспозиционер, здесь не нужна какая-то особая кураторская концепция, работы Молочникова говорят сами за себя. Они об умении взвешивать, не впадать в крайности, чувствовать незримый воздух, который пронизывает все.
Написать комментарий