- Культура
- A
Открытие Третьяковки в Самаре перенесли на неопределенный срок
Открытие Третьяковской галереи в Самаре перенесли — уже в третий раз. Недавно появилось сообщение, что обещанная презентация состоится не в этом году, как планировалось еще весной, а в начале 2024-го. И вот, спустя считанные дни, очередной перенос, теперь уже на неопределенный срок. Что пошло не так с реставрацией конструктивистского здания в форме серпа и молота, возведенного по проекту архитектора Екатерины Максимовой в 1932 году, узнал «МК».
Самарская фабрика-кухня, как другие подобные комбинаты, это больше, чем место, где готовка еды была поставлена на поток. В 1920-е в новорожденном советском государстве появилась идея об освобождении женщины от «кухонного рабства». Как выразился Народный комиссар здравоохранения СССР Николай Семашко, фабрика-кухня — это «бомба, брошенная в старый быт». В Самаре концепцию «нового быта» воплощала в жизнь Екатерина Максимова — одна из первых архитекторов-женщин в Союзе. Здание фабрики-кухни при оборонном заводе имени Масленникова она спроектировала в форме серпа и молота. На первом этаже — в молоте — разместилась кухня и технические помещения, в серпе — гардероб и три столовые (для детей, рабочих завода и сотрудников комбината), а в рукоятке молота — магазин и почту. На втором же этаже расположились технические помещения и кабинеты персонала. Причем, готовая еда из кухни в столовую попадала на конвейере. Лаконичное и при этом изящное здание украсили витражи и колонны.
Фабрика-кухня прекратила свое существование вместе с Советским союзом: завод имени Масленникова обанкротился. В 1990-х его занимали торговый центр, ночной клуб, бар, офисы и магазины. На излете ХХ века его отремонтировали, да так, что почти уничтожили исторический облик: обшили сайдингом, разрушили часть перекрытий, поменяли крышу. Потом конструктивистское здание выкупили новые владельца и собирались уже было его снести, чтобы построить на месте фабрики-кухни высотку. Местная общественность отстояла памятник, но в итоге он оказался заброшенным. В 2016 году его начали реставрировать, но в результате он стал выглядеть еще хуже и оказался на грани обрушения. В 2019-м было решено превратить его в филиал Третьяковской галереи — реставрация началась заново. Архитектор Виталий Стадников и сотрудница Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Ирина Калугина руководствовались оригинальными планами Екатерины Максимовой, чтобы вернуть зданию исторический вид. Спустя два года состоялась техническая презентация: памятник конструктивизма привели в порядок, оставалось сделать «внутреннюю начинку» и отделку. А именно — инженерные коммуникации, систему вентиляции и музейного климат-контроля, экспозиционный свет и т. п. И что-то пошло не так.
В 2021-м было обещано, что уже к следующему году все будет готово и музей откроется для публики. С тех сроки сдвигались трижды. На днях депутат Госдумы, уроженец Самары Александр Хинштейн и замминистра культуры РФ Надежда Преподобная осмотрели здание будущего филиала ГТГ изнутри. Оказалось, что с «начинкой» все не просто — уж очень сложный объект. Они создали штаб по ускоренному завершению работ, который еженедельно будет проводить контрольные встречи с подрядчиком и осуществлять авторский и технический надзор. «Уникальное здание, здесь будут работать 50 инженерных систем, надо все скоординировать, музейщикам нужно дать определенное время на испытание всех коммуникаций, создать специальный микроклимат, чтобы можно было бережно разместить произведения искусства», - сообщил Хинштейн после рабочего совещания в пока еще холодных стенах памятника конструктивизма.
Планы по проведению внутри будущего музея новогодних мероприятий тоже отменены, их вынесут на улицу — в сквер борцов Революции и индустриальный парк «Сад Баланса», расположенные рядом с фабрика-кухней. Работы будут вести без остановки, а контролировать их собираются в «ручном режиме». И хотя анонсировать конкретные даты открытия сейчас опасаются, Хинштейн заявил, что первая выставка Третьяковки в Самаре состоится весной. Проект будет называться «На вкус и цвет», он посвящен теме еды в искусстве. Планируется привезли около 170 работ шедевров из Москвы, например, «Девочку с персиками» и «Охотники на привале».
Написать комментарий