- Культура
- A
На «Уроках режиссуры» показали спектакль по Гоголю
Фестиваль «Уроки режиссуры» набирает обороты. В «Et Cetera» днем Елизавета Боярская провела мастер-класс, а вечером Луганский академический русский драмтеатр показал спектакль «Акакий» по повести Николая Гоголя «Шинель».
Уж сколько «Шинелей» перевидала отечественная сцена. Вот и народный артист России Авангард Леонтьев, который пришел посмотреть на работу коллег из Луганска, до сих пор играет Акакия Акакиевича. И после показа даже выступил, высказав претензии, но не создателям спектакля. Впрочем, об этом позже.
Молодой режиссер Сергей Васин в выборе исполнителя на главную роль пошел путем, однажды проторенным в «Современнике» Валерием Фокиным. У него Акакием Акакиевичем на Другой сцене театра работала Марина Неелова, загримированная в существо бесполое, как будто внеземное. Не знаю, видел ли Сергей Васин тот спектакль (его можно посмотреть в Интернете), но титулярным советником для своей «Шинели» он назначил актрису Наталью Бутко. Без всякого грима (если не считать очки) она одна в «Шинели» сыграла за всех.
Первым образом, ею представленным, оказалась женщина, разрешившаяся на наших глазах от бремени мальчиком. Младенцу мать на сказочный распев начинает рассказывать историю: как выбирали имя, да такое напевное — А-ка-кий, и что с ним стало происходить дальше. А дальше в первой части спектакля актриса быстро примеривает образы, становясь то селянкой в белом платочке, то современной чиновницей при должности, но не совсем понятно какой.
Режиссер построил для нее многофигурную и многодейственную конструкцию, в фантазиях и пристрастиях своих явно тяготея к кукольному театру. Актриса в роли титулярного советника нисколько не подвела своего постановщика: ее маленький человек Акакий, как фокусник, вдруг из кармана вытаскивал маленькую кукольную головку и, насадив ее на палец, уже играл с куколкой-Акакием. В следующей сцене уже сама, как марионетка, она зависала на трех спустившихся суровых веревках. А когда сверху же опустилась еще и огромная шинель, точнее, ее фасадная часть, то актриса ловко оказалась внутри. Шинель устрашающе походила на колокол и готова была звонить по бедному Акакию, который у луганчан больше выходил романтичным и мечтательным, нежели униженным и самоуниженным.
Интересно было следить за развитием режиссерской мысли и ее актерским воплощением. Скучно не было, хотя в какой-то момент фантазии показались избыточными. Звучал прекрасный текст Гоголя, да и сам он время от времени возникал на экране графичным изображением в профиль и анфас (художник Дарья Красноштан). Картинки сами по себе достойные, но чего-то нового они не добавляли, а порой отвлекали от того разнообразия образов и действий, которые на первом плане предлагала актриса. Очень профессиональная, интересная и, судя по всему, отважная. Зато актуальную повестку в спектакль по классику отработало видео с лицами депутатов — то ли луганских, то ли Рады, но депутатствовавших точно до спецоперации. Ну и рыла, ну и ракурсы! Кто-то из присутствовавших на спектакле потом утверждал, что все они — бывшие.
«Акакия» сыграли за час, и, как объяснил постановщик, это теперь стандартный тайминг для спектаклей на территориях, где неспокойно. Ведь премьеру сыграли в начале октября 2022 года. «Насколько события того времени осложнили выпуск спектакля, делали его опасным?» — спросила я на обсуждении и услышала в ответ, что мужская часть труппы была мобилизована, в театре осталось чуть ли не шесть мужчин. Спектакль вырос из самостоятельной работы, а потом вошел в репертуар.
Режиссер и актриса, отвечая на вопросы, не сгущали красок, говоря о сегодняшнем моменте, и ответами старались показать, что продолжают работать, как и в мирное время. А Авангард Леонтьев, говоря об их спектакле, подчеркнул, что роль титулярного советника для него самого оказалась настолько сложна, что он до сих пор имеет вопросы к себе и собой не доволен.
Написать комментарий